Портал-Credo.Ru: Насколько оценка главой Узбекистана Исламом Каримовым событий в Андижане, как мятежа экстремистов под исламскими лозунгами, согласуется с ролью исламского фактора в политической идеологии узбекистанских властей? А. Малашенко: Лидер Узбекистана Каримов активно использует ислам в своих целях. На протяжении всего срока своего правления Каримов доказывает верность власти исламским традициям, убеждая жителей Узбекистана в том, что только нынешнее руководство республики способно сохранить религиозную идентичность узбекского народа и действовать в соответствии с нормами ислама. Естественно, исходя из этой идеологии, идет энергичное строительство мечетей, а политики и чиновники совершают хадж. Однако приверженность исламу основывается на жестком принципе, провозглашенном Каримовым, который заключается в том, что ислам несовместим с политикой. Изначально руководство Узбекистана провозгласило курс на строительство светского государства. Любая религиозно окрашенная позиция в политической сфере объявлялась чуждой исламу. – Сможет ли исламская идеология стать определяющей для движения социального протеста, которое захлестнуло на сегодняшний момент, по крайней мере, часть Узбекистана? – В республике полностью отсутствует любая светская оппозиция. Она была уничтожена Каримовым. В этой ситуации формой протеста и его основанием становится ислам, который в Узбекистане и раньше занимал сильные позиции. Политизированные, радикальные движения исламистов и фундаменталистов оказываются единственной оппозицией в современном узбекском обществе. Более того, под лозунгами ислама выступает сейчас самая организованная оппозиция Каримову. Конечно, это не исламисты организовали побоище в Андижане. У выступления женщин, детей, других простых граждан есть вполне понятные социально-экономические корни. В то же время, исламисты могут, как возглавить эту волну социального протеста и возмущения политикой руководства, так и стать одной из ее частей. У Исламского Движения Узбекистана есть для этого все шансы, так как у исламистов существует своя строгая организация, связи и ячейки по республике. Их лидеры уже давно говорят о необходимости установления социальной справедливости в Узбекистане, о коррупции в высших эшелонах власти и о необходимости смены режима Каримова. – Многих в настоящее время пугает возможность дестабилизации обстановки в республики и прихода к власти радикально настроенных исламистов, таких как Бахтийор Рахимов, лидер группы боевиков в Кара-суу. Велика ли такого рода опасность и насколько это может затронуть интересы России? – С развитием событий в различных регионах и городах Узбекистана, действительно, может наступить звездный час для исламистов, которые стремятся создать исламское государство. Но из-за этого не следует преувеличивать угрозу, исходящую от них. В конце концов, Россия поддерживает отношения и с таким исламским государством, как Иран, у которого еще и своя ядерная программа есть. Каримов пытается испугать мировое сообщество исламистским кошмаром, хотя исламисты в Узбекистане – это далеко не талибы и не последователи Усамы бен Ладена. Среди узбекских фундаменталистов есть и умеренные, и радикальные, но их экстремизм направлен, скорее, только против режима Каримова. Российский истеблишмент продумывает разные варианты развития событий. В том числе, и вариант изменения политической обстановки в регионе, и ухода Каримова. В том, что в строительстве нового узбекского общества будут участвовать исламисты, нет ничего из ряда вон выходящего. Беседовал Роман Лункин, для "Портала–Credo.Ru" |