Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Епископ Элистинский и Калмыцкий ЗОСИМА (Остапенко) (РПЦ МП): «Нельзя допустить такого активного продвижения католицизма в России, которое было при Папе Иоанне Павле II»


От редакции: Епископ Зосима (Остапенко) известен своими заявлениями по поводу "католического прозелитизма" на территории Республики Калмыкия. До 2000 года, когда в связи с созданием епархий католической Церкви в России, была развернута антикатолическая кампания, владыка Зосима поддерживал отношения с местным католическим священником, а также совместно с католиками участвовал в некоторых благотворительных акциях.
Созданию католического прихода в Элисте содействовал президент республики Кирсан Илюмжинов, который подчеркивал свое уважительное отношение к Папе Римскому и католицизму. Более того, Илюмжинов удостаивался аудиенции у Иоанна Павла
II. После обращений элистинских католиков к президенту Калмыкии, Кирсан Илюмжинов предлагал Папе заключить конкордат между Ватиканом и Калмыкией. Однако в результате переговоров было заключено соглашение с францисканцами, и в Элисте еще в 1993 году был открыт приход и францисканский монастырь. Впоследствии было организовано еще несколько общин. Как отметил в разговоре с корреспондентом "Портала-Credo.Ru" секретарь Элистинской епархии РПЦ МП священник Алексий Грищенко, "это не есть хорошо. Хватило бы и одного прихода".

Представленный взгляд епископа Зосимы отражает в целом двойственную позицию многих православных иерархов по отношению к Российской Католической Церкви.

Портал-Credo.Ru: После кончины Папы Иоанна Павла II и ученые, и простые верующие, и православные священники задаются вопросом о том, каково на самом деле состояние отношений между двумя Церквами – Римской и Русской. Что, прежде всего, не нравится Русской Православной Церкви в политике Ватикана?

Епископ Зосима: Отношение к деятельности католиков не является большим секретом. К традиционным католикам у нас отношение хорошее. Западный католицизм, по нашему мнению, является самой здоровой и самой массовой религиозной силой. В Европе католики – это наиболее верные последователи Христова учения.

С одной стороны, мы считаем, что вполне нормально, когда католические миссионеры и костелы действуют в местах компактного проживания выходцев из Восточной и Западной Европы, к примеру, поляков или же немцев.

С другой стороны, есть и плохое отношение к некоторым действиям католической Церкви, а особенно тех ее представителей, целью которых является стремление перевести православных людей в католическую веру. То есть лишить их традиционной православной веры. Таким образом, Русская Православная Церковь выступает против агрессивного прозелитизма.

В тоже время католики резонно замечают, что проповедь никогда не знает границ и условностей. В чем особый вред католической миссии в России?

– Прозелитическое миссионерство католиков вносит раскол в российскую паству. Оно приводит к противостояниям и наносит урон христианскому миру в России. При этом, подчеркиваю, что православие сочувственно относится к католикам, проповедующим в Индии или же Африке. Но зачем же - в Москве, Элисте или Волгограде - рассказывать о Христе людям, которые уже обладают традиционными ценностями? Католические проповедники не привносят, исходя из этого, ничего нового, а пытаются расширить свою паству нечестными методами. Помимо этих российских проблем в отношениях с католицизмом, продолжает оставаться и проблема взаимодействия в Западной Украине.

– Насколько интенсивно велась проповедническая деятельность католиков среди россиян в правление Иоанна Павла II?

– Мы находимся на периферии и нам трудно ответить на этот вопрос. Мы не обладаем столь полной информацией об активности Ватикана во всех российских регионах. Если же судить по ситуации в Республике Калмыкия, то у нас проживает где-то 290 тысяч человек, принадлежащих к разным национальностям. Среди них 50-60 процентов буддистов и около 40 процентов православных. Католики составляют лишь небольшую часть верующих. В Элисте их, наверное, человек 50. И на это количество последователей приходится четыре католических организации – три прихода и один благотворительный фонд. Можно сказать, что католики вели и ведут активную прозелитическую деятельность в Калмыкии.

– Какова, на Ваш взгляд, перспектива развития католицизма в России и чего Вы опасаетесь больше всего?

– Хотелось бы верить в то, что все будет лучше, чем прежде. Нельзя допустить тех действий по активному продвижению католицизма в России, которые имели место при Папе Иоанне Павле II. Например, чего стоит только организация российских епархий католической Церкви? Надеемся, что больше такого не повторится.

– В католических общинах уже достаточно много русских людей, которых заинтересовала западная Церковь, ее устроение, культура и вероучение. Что делать русским, которых тянет к католичеству?

– Можно оставаться русским православным человеком, но проявлять интерес и к Востоку, и к Западу. Нельзя менять свою веру в зависимости от своих культурных интересов. Одни немецкий философ сказал, что традиция тогда мешает, когда становится непонятной, поэтому православному человеку надо стараться понять свою веру. Православная Церковь даст человеку и прочный фундамент, и богатое культурное наследство. Бывают случаи, когда бросается русский человек, не зная о своей вере, в другую культуру, к другой Церкви. Но это говорит о бедности его души.

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования