Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Правозащитник, автор книги "Как вести себя на допросе" ВЛАДИМИР АЛЬБРЕХТ: «В Нью-Йорке непременно возникнет выставка, подобная «Осторожно, религия!», а интерес к ней будет зависеть от суровости приговора Таганского суда»


Портал-Credo.Ru: Каково Ваше отношение к процессу по делу о выставке "Осторожно, религия!"?

Владимир Альбрехт: Грустно то, что приходится давить на суд. А это, в общем-то, неприлично. Мы должны жить в цивилизованном обществе и правосудие не должно зависеть от общественных страстей. Это не совсем красиво, что до вынесения приговора мы стремимся на него повлиять (это мнение было записано еще до того, как приговор стал известен. - Портал-Credo.Ru). Другое дело, что наши попытки ни к чему не приводят, и что наши действия бесполезны, и что мы вынуждены делать эти бесполезные действия.

Надо добиться правосудия вообще. Нужно, чтобы в стране появились такие люди, как Анатолий Федорович Кони. Нужно, чтобы судьи были очень образованные и интеллигентные. Должен возникнуть какой-то очень интеллигентный, умный, независимый судейский корпус. Необходимо, чтобы судьи по своему интеллекту были не ниже адвокатов.

Как Вы следите за этим процессом?

– К сожалению, я не могу следить, живу-то в Бостоне. Я пришел на процесс, мест нет - ну, что я могу сказать? Вы знаете, я сам был осужден, потом вторично был осужден. И я знаю, как это выглядит - это так отвратительно, это ужас. Я был осужден за книгу, где рекомендуется на допросе говорить правду. Все свидетели говорили, что в своих лекциях я призывал говорить на допросе правду и не отказываться от показаний. Но, общаясь с людьми, я понимал, что в нашей стране люди не понимают, что такое правда. Они всегда ждали от меня, что я их научу каким-то хитрым штукам... И, тем не менее, мне дали три года - максимум по статье.

А потом, когда я отсидел срок, было возбуждено самым подлым образом дело о хулиганстве. Как будто бы я ударил начальника оперчасти ногой. В действительности мы были в хороших отношениях. Я его вынудил, и на суде он сказал, что я ударил его ненамеренно. Когда меня судили за хулиганство, в зале сидел только один человек - сотрудник КГБ...

Дело в обвинении, которое предъявлено Юрию Самодурову, - на основании такого же обвинения был распят Иисус Христос. И теперь, когда приходится как-то полемизировать с теми людьми, которые выступают в защиту Церкви, нельзя не отметить того факта, что эти люди, защищая Церковь, фактически принижают те ценности Христовы - этические ценности, гуманные ценности, которые проповедовал Христос. В частности, "возлюби врага своего". Нельзя не порицать вандализм, тех, кто пришел и разгромил эту выставку. В Православной Церкви есть некоторое число порядочных людей - и этот суд по существу внесет какой-то раскол в Церковь. Он отдалит порядочных людей от непорядочных, он укрепит расслоение между ними.

В советское время следствие, особенно расследуя политические обвинения, по сути совершало такие же преступления, какие оно расследовало. Достаточно привести такой пример: судья и следователь, расследуя обвинение в распространении сведений, порочащих советский строй, - они эти рукописи, которые считали криминальными, давали читать заседателям, экспертам, свидетелям показывали. Тем самым они распространяли - во всяком случае, популяризировали - те "заведомо ложные" утверждения, которые сами же считали криминальными. Ведь считалось криминальным не то, что человек имеет какую-то книгу, содержащую клевету на строй, считалось криминальным, если он с этой книгой ознакомит, допустим, свою жену. Так жену нельзя, а вот заседателя, адвоката, прокурора, эксперта - оказывается, можно. Трудно себе представить, чтобы во время расследования, например, убийства, приходилось бы следователю совершать убийство. А в политических обвинениях - так и выглядело.

История Юрия Самодурова - это тот случай, когда создание "десакрализующей" выставки, которая возбуждает такие негативные столкновения, вражду на религиозной почве, как раз и приводит к тому, что возникает неприязнь на религиозной почве. Это всегда, как правило, происходит в политических обвинениях.

– А Вы хотели бы увидеть те работы, за которые судят Юрия Самодурова?

– Я живу в Америке, и не я один испытываю большое сожаление, когда о современной России говорят плохо. И мы очень переживаем те негативные стороны событий в России, которые часто освещаются в прессе. Я полагаю, что если состоится обвинительный приговор по поводу этой выставки, то в Нью-Йорке непременно возникнет такая выставка, а интерес к ней будет зависеть от суровости приговора. Потому что людям любопытно, почем в России свобода, за что в России судят и сажают человека? Что сказал на суде прокурор? Важен состоявшийся приговор. И этот приговор будет, к сожалению, приговором нашей стране. В этом – самое обидное...

Беседовал Валерий Никольский,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования