Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Зав. кафедрой истории религии Православного университета св. Иоанна Богослова АНДРЕЙ ЗУБОВ: «Зарубежная Церковь, которая издавна почитала новомучеников и исповедников, будет катализатором духовного возрождения нашего общества»


Портал–Credo.Ru: Вы считаете необходимым сближение России и потомков русской эмиграции первой волны. Сейчас начался реальный процесс объединения двух ветвей российского православия Московской патриархии и Зарубежной Церкви, возглавляемой митрополитом Лавром. Как Вы оцениваете этот процесс?

Андрей Борисович Зубов: Этот процесс вызывает у меня однозначно положительное отношение. Я считаю, что объединение России, русского общества, разделенного революцией на внутреннюю Россию и русское Зарубежье, лучше, глубже и здоровее всего начинать с объединения нашей разделенной единой Церкви. Без такой основы объединение просто невозможно. То, что этот процесс начался, даже осознавая все его проблемы, сложности и препятствия, это замечательно. Если у нас будет одна Русская Православная Церковь, которая будет объединять русских людей, считающих себя таковыми, сущих в России ли, в изгнанье, тогда можно будет говорить об объединении русского общества.

Вы не предполагаете, что происходящий процесс – это не объединение, а, как выражаются многие, "враждебное поглощение"? Не случится ли что огромная и мощная Московская патриархия просто переварит, то, что осталось от Русской зарубежной Церкви? Ведь если мы уже привычно говорим о невысоком моральном уровне патриархийного епископата, то оказалось, что он не так уж высок в у той части епископата зарубежного, который идет на это объединение, что оказалось неожиданным. Смогут ли зарубежные архиереи противостоять архиереям отечественным, в большинстве своем поставленным с согласия безбожной коммунистической власти?

Я не готов рассуждать о моральном уровне и того, и другого епископата – не мне его судить. Мой моральный уровень, видимо, значительно ниже и поэтому я плохо всё вижу, но должен сказать, что те представители Русской Зарубежной Церкви, с которыми я близко знаком, например владыка Марк – это люди очень высоких качеств и высокого нравственного уровня, по крайней мере, для меня, по моим меркам. Но, каждый судит по своему – и Бог им судья! Я надеюсь, что воссоединение приведет не к поглощению, а к улучшению морального климата в русском епископате здесь. Те лучшие, которые живут здесь, а такие есть – я это хорошо знаю – настоящие, тянущиеся к глубокому духовному возрождению, к глубокой вере, как раз для них этот процесс будет стимулом. Даже небольшая группа (15 архиереев Зарубежной Церкви) будет тем катализатором, который поможет постепенно улучшить состояние здесь. К этому процессу можно подходить с двух сторон. Можно опасаться, что объединение приведет к деградации, а можно надеяться, что оно приведет к прогрессу. Я вижу скорее вторую тенденцию. Немногое здоровое может исправить многое больное. Если это здоровое имеет энергию и положительную потенцию.

Существует мнение, что происходит не процесс духовного обновления общества с помощью Церкви, а процесс клерикализации, причем не только государства, но и общества. Мы это уже однажды проходили, что с моей точки зрения, привело к трагедии 17 года. Не кажется ли Вам, что мы опять наступаем на те же самые грабли?

– Сейчас этот процесс идет совсем не так, как он шел до 17-го года. Понимаете, до 17-го года Церковь была покорена государством и, в сущности, стала служанкой императорской власти, начиная с Петра, и до краха монархии иной не стала, хотя хотела. Я имею в виду предсоборное совещание и т.д. Сейчас скорее иное – сейчас общество хочет воцерковиться. Сейчас клерикализация происходит не потому, что государство подчиняет себе Церковь, а потому, что государство идет в Церковь, если так можно выразится, "идет в Каноссу", если угодно. Это иное. Очень многие люди, даже с плохим прошлым – советским, коммунистическим, кгбшным – искренне принимают крещение, становятся другими людьми. Я знаю таких. Многие тянутся к вере. У нас сейчас происходит очень таинственный процесс духовного изменения, восстановлени и тяги к вере, который логически очень трудно объяснить. Очень много моих стдуентов – и в МГИМО, и, тем более, в православном университете, которые буквально из ничего стали православными христианами, у которых ни родители, ни деды с бабками таковыми не были. Они сами пришли к вере, а теперь приводят к ней родителей. Идет мощный процесс духовного возрождения. Святейший Патриарх говорит, и думаю, что это глубокая правда, что это кровь новомученников и исповедников преображает русское общество и мы должны быть достойны этого чуда. В этом контексте Русская Зарубежная Церковь, которая издавна почитала новомучеников и исповедников, замученную царскую семью, будет катализатором процесса духовного возрождения.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования