Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин ЗИНОВИЙ КОГАН: «Иудаизм никогда не рассматривал христиан как идолопоклонников»


Портал–Credo.Ru: Зиновий Львович, расскажите, пожалуйста, о традиции, которую вы представляете, – современный или, как его еще называют, реформистский иудаизм…

Раввин Зиновий Коган: Современный иудаизм – это модернизация ортодоксального иудаизма. Именно современный иудаизм доминирует ныне в религиозной жизни американских евреев. Внутри него есть несколько направлений – просто "современный иудаизм", консервативный иудаизм и даже так называемый современный ортодоксальный иудаизм, либеральный иудаизм. Но, по моему мнению, ортодоксальный иудаизм сегодня тоже изменяется и модернизируется. Нет сегодня иудейской ортодоксии в чистом виде, в том, какой она была во время синайского Откровения.

Реформистский иудаизм возник приблизительно двести лет назад в Германии и оттуда очень быстро пришел в Польшу и на западные земли Украины. И сейчас в Одессе, Львове существуют достаточно крупные реформистские общины. Нынешний современный российский иудаизм начал формироваться вместе с еврейским движением в бывшем СССР. Это конец 60-х - начало 70-х годов ХХ века. Я – свидетель и участник этого модернизированного возрождения. Мы тогда при решении вопроса о том, что лучше делать – собираться вместе в Шаббат, помолиться, отпраздновать вместе праздник, но при этом нарушить определенные правила Галахи, либо поодиночке сидеть по домам, не нарушая иудейского канона, - выбирали первое. Это и есть практика модернизма. Поэтому я бы не сказал, что наша деятельность была некоей калькой с американского иудейского модернизма. Мы тогда о нем особенно ничего и не знали. Мы просто делали все, что могли в существовавших тогда условиях, для того, чтобы возродить еврейскую традицию, сделать свою жизнь еврейской.

Сегодня в России в реформистских общинах в богослужении наряду с ивритом используется и русский язык, так же как и в США – английский. Ортодоксы, по-прежнему, служат исключительно на иврите. Наши молитвенники содержат текст на иврите, подстрочную транслитерацию, и русский перевод. Все-таки большинство евреев не знает иврита, но слова молитвы они хотели бы произносить на этом языке. Главная отличительная особенность современного иудаизма в том, что он делает больший акцент на общественную активность. Например, помощь нуждающимся оказывается вне зависимости от их религиозной принадлежности. Миссия современного иудаизма состоит в решении, в рамках справедливости и законности, проблем, порождаемых современным обществом. Каждые четыре года собирается международный конвент (съезд) представителей реформистских общин. Там обычно присутствуют раввины и главы общин (как правило, они же и главные спонсоры). Вопросы разные – от проблемы абортов до того, кого считать евреем (реформисты признают еврейство как по материнской, так и по отцовской линии.) Очередной конвент, кстати, состоится в Москве нынешним летом.

Этика, социальная справедливость также стоят в центре внимания современного иудаизма, то есть для нас одинаково важны как ценности религиозные, так и, условно говоря, светские. В нашей традиции существует большая свобода мысли.

Что касается обрядов, то у нас, например, наряду с совершеннолетием мальчиков (бар-мицва) имеется и бат-мицва для двенадцатилетних девочек, в то время как ортодоксы соблюдают только первую. В современном иудаизме серьезно расширены права женщин. Женщинам позволено быть членами миньяна (группы из 10 человек, необходимой для молитвы и совершения иных религиозных актов в синагоге), они допускаются к чтению Торы, могут быть хазанами (канторами) и даже раввинами. Женщина не может быть коэном (священником), ибо это передается от отца по мужской линии, но раввином вполне, ведь это означает всего лишь религиозного учителя.

В нашей религиозной традиции идет активная модернизация положений "Кицур Шулхан-Арух", этико-правового кодекса, о котором сегодня много говорят. Обычаи должны пересматриваться. У ортодоксов тоже идет этот процесс, но несколько более медленно. В современном иудаизме, например, разрешается по субботам пользоваться общественным транспортом.

– Какова численность последователей современного иудаизма в мире и в России?

– На международных конвентах последователей современного иудаизма присутствуют представители около 50 стран, существует около 1 500 синагог, не считая менее формализованных религиозных групп. В России зарегистрировано 74 религиозных организации современного иудаизма. Существует еще около 40 религиозных групп практически во всех регионах страны. Плюс около 50 реформистских синагог на Украине, 20 – в Беларуси, несколько – в странах Балтии, Армении, Грузии, Казахстане. На постсоветском пространстве, таким образом, около сотни наберется. А еще в 1989 году была одна – моя община, зарегистрированная как реформистская.

– Каковы основные направления Ваших международных связей?

– Мы активно поддерживаем связь с реформистскими общинами в Германии, большая часть прихожан которых – наши бывшие соотечественники, высылаем им молитвенники. С Израилем сложнее: реформистский иудаизм там как-то не очень приживается.

– Известно, что гиюр (обращение в иудаизм), совершенный реформистами, не признается в государстве Израиль…

– Противоречивые сведения поступают по этому вопросу, но в общем – да. Хотя гиюр на постсоветском пространстве делают тем, у кого папа, дядя или тетя – евреи. Моя позиция – нужно брать пример с американских реформистов. Они считают ненужным делать гиюр тому, у кого папа – еврей. Если такой молодой человек считает себя евреем – ради Б-га. В Израиле свои проблемы – им, видимо, хочется быть немножко беременными ортодоксией. Я считаю, что не нужно перекладывать проблемы общин другой страны на российские общины. Но я говорю, я декларирую, что двери общин современного иудаизма открыты для всех, кто хочет исповедовать иудаизм, считать себя евреем, у кого есть родственники евреи.

– А если к Вам придет человек, ну никак не связанный с еврейством, и захочет изучать, и, возможно, принять иудаизм, что Вы ему ответите? У хасидов в Марьиной Роще я слышал, что они такого человека будут упорно отправлять в его традиционную конфессию…

– Знаете, за 30 лет своего служения, я ни разу не спросил у новичка, кто его папа, мама, дедушка, бабушка, ну и так далее… Я думаю, это о многом говорит. Все это – ничто по сравнению с тем, что человек хочет принимать участие в молитвах Всевышнему Творцу…

– А брит-мила (обрезание) обязательно для мужчин?

– Американский реформистский иудаизм не считает это обязательным, но в России мы делаем обрезание мужчинам и микву (омовение) женщинам. Во многом это обусловлено влиянием современного Израиля. В принципе, если раввины считают это важным – пусть, если завтра в наших синагогах будут делать все как в Марьиной Роще (ультраортодоксальная синагога) – хорошо. Но я лично считаю, что иудаизм – это образ жизни. Каковы евреи, таков и иудаизм, а не наоборот. Невозможно всех подстроить под одну книгу. Какие мы в жизни есть – такие есть…

– А каковы Ваши взаимоотношения с ультраортодоксами с одной стороны, и, скажем, с мессианскими еврейскими общинами - с другой?

– У меня лично прекрасные отношения со всеми. Прекрасные отношения в рамках КЕРООР с раввином Шаевичем, председателем раввинского суда. Когда я прибываю в ортодоксальную общину, то не чувствую никакого дискомфорта. В рамках Межрелигиозного совета мы очень конструктивно сотрудничаем с хасидами. Мы, кстати, вместе c ФЕОР единой экспозицией будем участвовать в традиционной выставке "С верой, надеждой и любовью в третье тысячелетие".

С мессианскими евреями есть некоторые проблемы, хотя лично у меня ко всем отношение терпимое. Но мне несколько непонятно, когда евреями считают только тех, кто исповедует иудаизм, а потомков евреев, ставших, скажем, католиками или православными евреями, не считают. Также несколько странно, что эти люди (мессианские евреи) читают наши молитвы, поют наши песни, но при этом, по сути, считают себя христианами. Они как бы и не тут, и не там… Впрочем, это их выбор. Если мы верим, что Б-г существует, Б-г един, тогда – на все воля Б-жия. Кроме античеловечных преступлений, конечно.

– Значит, Вы не ставите знак равенства между понятием "еврей" и "иудей", как это традиционно принято?

- Да, конечно, большинство евреев так или иначе связано с иудаизмом. Но ведь и есть евреи-атеисты (например, академик Виталий Гинзбург), евреи-болельщики "Спартака", ну и так далее. Так почему не может быть евреев-христиан, "евреев за Иисуса". Ведь с личностью Последнего большинство человечества связывает великие духовные надежды и чаяния.

– В контексте отношений иудаизма и христианства лежит еще один, крайне актуальный вопрос. Речь идет о пресловутом "Письме 500". В данный момент, не вдаваясь в общую оценку этого события, не могли бы Вы как раввин прокомментировать обоснованность приведенной там аргументации и ссылок на кодекс "Шулхан-Арух"?

- Cлава Б-гу, в России религиозных войн никогда не было, и даст Б-г не будет. Наши дружеские отношения с православными, мусульманами как были, так и остаются, и уж точно такими будут. Это не религиозная война, и даже не религиозный антисемитизм даже, а нацизм какой-то. Ведь речь идет о том, чтобы "евреев запретить". Впрочем, надеюсь, что все это весна смоет, и никто не найдет.

Обратимся к "Кицур Шулхан Арух". В переводе это означает "Накрытый стол". Данный трактат включает в себя принципы взаимоотношений евреев с Б-гом, десять заповедей, а также свод обычаев, которые меняются в ходе истории. "Шулхан Арух" своего рода "Хрестоматия Талмуда", написанная в начале XVI века раввином Иосефом Каро, в которой было собрано все самое важное из объемного и во многом дискуссионного и противоречивого Талмуда. Это многотомное собрание в 6 или даже 10 томов. А "Кицур Шулхан Арух" более сокращенный труд. Мы выполнили ранее его академический перевод, а сейчас, в 2004 году, и его сократили. Большой накрытый стол сократили до размеров табуретки. В этой книге сплетены вместе исторические тексты и историческая практика. Прежде всего – это законы поведения. 99,9 % - это о том, как вести себя иудею. Эта книга является книгой законов и обычаев, но последнее слово в иудейской традиции за раввином общины. Он для того и учился, чтобы указывать - это и это устарело, а это –исполняйте. Надо также отметить, что большинство из 613 иудейских заповедей действенны в земле Израиля. В других странах они полноценно неосуществимы. А заповеди об отношениях между людьми – они постоянно совершенствуются. То, что вчера было запретным, сегодня считается почетным. И это не мое личное мнение, об этом говорится в Галахе – еврейском законе.

Вот, например, запрет для евреев обучать ремеслу неевреев. Он относится к тем временам, когда еще не было системы профтехобразования, и подмастерье приходил жить в семью. Там он прислуживал и одновременно учился шить-кроить. Но ведь еврейская семья – это и специфическая религиозная жизнь со множеством молитв и других ритуалов, исполнение и соблюдение которых было невозможным для нееврея. Кроме того, не дай Б-г, если такой ученик заболеет и умрет. Тогда всей общине голову снимут, а евреи страшно боялись коллективной ответственности. То же самое и о запрете еврейкам вскармливать нееврейских младенцев. Вдруг заболеет. Нет уж, лучше от греха подальше… Сейчас уже нет этого коллективного страха, и потому это предписание попросту не действует. Еще в письме приводится запрет для евреек принимать роды у неевереек. Правда, в "Шулхан Арух" имеется оговорка "если еврейка – не повитуха". Об этом авторы письма почему-то забыли. А про денежные взаимоотношения между евреями и неевреями говорится, что здесь перед еврейскими законами имеют приоритет законы государства. В новом издании "Кицур Шулхан Арух" мы убрали все эти явно устаревшие места и изменили предисловие. Кстати, у депутатов есть новое издание этой книги, вышедшее летом 2004 года, и поэтому удивительно, что они ссылаются на первый вариант. Интересно, что книга "Кицур Шулхан Арух" на иврите выходила и в царской России, и на ней был разрешительный гриф цензурного комитета. А в те времена цензура была куда более компетентной, нежели ныне. Тогда цензоры знали иврит. И эта книга – не каббалистические тексты, вопреки мнению, прозвучавшему в программе " Времена". Она проста как слеза.

Или вот еще. В письме имеется утверждение, что согласно Закону об идолопоклонстве, фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, "запрещена к использованию". То есть, по мнению авторов письма, христианство причисляется к идолопоклонству и все предписания, относящиеся к идолопоклонникам (акумам), подразумевают в России (стране с преобладающим православным населением), прежде всего, православных христиан.

На самом деле слово, точнее аббревиатура, АКУМ переводится с иврита как "те, кто верит в звезды и знаки зодиака". Таким образом, ни христиане вообще, ни православные христиане в частности, не относятся к идолопоклонникам.

Рабби Яков Там, еврейский мыслитель XII века и внук самого авторитетного комментатора Талмуда – Раши, сказал: "Если нееврей верит в единого Б-га, и если он при этом верит и в другие высшие силы, мы не относимся к нему как к идолопоклоннику" (Вавилонский Талмуд, комментарии Тосвод, трактат Санхедрим 63 б). Это утверждение рабби Тама вошло в Галаху – еврейский закон - и зафиксировано в кодексе "Шулхан Арух" (раздел Орах Хаим 156 а). Значит, утверждение о том, что христиане приравниваются к идолопоклонникам, противоречит самому же кодексу еврейских законов.

Христианство и ислам – великие монотеистические религии, и это отнюдь не мое личное мнение. Величайший иудейский мыслитель РаМБаМ (Маймонид) полагал, что другие монотеистические религии – христианство и ислам - служат распространению любви к Б-гу и знаний о Торе по всему миру.

Беседовал Валерий Емельянов,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования