Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Глава российской Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) ПАВЕЛ ОКАРА: «От властей зависит далеко не все, по крайней мере, не главное»


Российские христиане веры евангельской (пятидесятники) являются частью одной из самой многочисленной в мире христианской конфессии. Пятидесятничество появилось в России еще в начале ХХ века, в советское время подвергалось жестоким гонениям. После 1991 года возникло несколько пятидесятнических объединений, которые практикуют различные формы миссионерской и социальной работы, а также по-разному понимают степень эмоциональности богослужения. Российская Церковь ХВЕ (РЦ ХВЕ) объединяет как умеренно консервативные общины, так и общины с новым стилем служения. В этом союзе состоит более 1400 церквей и около 300 тысяч верующих во всех российских регионах. Одной из животрепещущих и обсуждаемых проблем в светском и религиозном мире России является проблема того, какую роль способны играть протестанты в обществе и насколько значимо их нынешнее социальное служение. На этот вопрос ответил Павел Окара, глава РЦ ХВЕ.

Павел Николаевич Окара, родился в 1952 году в г. Новочеркасске Ростовской области в пятидесятнической семье. С 1977 года является служителем пятидесятнической церкви. С 1991 года – старший пресвитер Союза пятидесятников по Северо-Кавказскому региону и пастор церкви в Ростове-на-Дону. В 1998 году стал заместителем председателя Союза. С 2002 года - Начальствующий Епископ Российской Церкви ХВЕ (до 2004 года - Союз христиан веры евангельской пятидесятников России). Павел Окара является также президентом Международной Ассамблеи христиан веры евангельской, которая объединяет пятидесятнические союзы бывших советских республик, а также союзы славянских церквей Западного и Восточного побережья Америки, Союз евангельских церквей Канады и аналогичный союз, существующий в Польши.

Портал–Credo.Ru: Павел Николаевич, осознается ли общественная деятельность в качестве прямой обязанности всех церквей?

Окара П.Н.: Социальной работой в обществе занимается практически каждая пятидесятническая церковь. Наряду с этим, Российская Церковь ХВЕ ставит перед собой стратегическую задачу – помогать всем нуждающимся. В нашем объединении существует социальный отдел, который возглавляет Сергей Назаренко. Мы, как руководители, стараемся не только говорить о том, что в принципе необходимо, но и смотрим, у кого из пасторов больше опыта в сфере социального служения, чтобы пропагандировать результаты его деятельности. Безусловно, и в регионах, и на уровне РЦ ХВЕ проводятся семинары по проблемам общественной работы церквей. Однако, нередко, обмен опытом происходит через личные контакты, поскольку нам, в центре, не всегда известно, у кого лучше поставлена работа с заключенными, наркоманами, бомжами или малообеспеченными слоями населения.

Наверно, у пресвитеров есть определенный план работы в социальной сфере?

– Какой-то единой методики нет, главное - опыт. Пасторы наиболее часто сталкиваются с организационными проблемами. К примеру, как устроить летний лагерь для бездомных детей и детей из проблемных семей, согласовав свою инициативу с санэпидемстанцией, милицией и местными властями. Если не знать всех житейских тонкостей, то простое желание помочь детям может обернуться конфликтом.

Как же церкви взаимодействуют с властными структурами?

– Когда церковь оказывает благотворительную помощь больнице, школе, дому для инвалидов или детдому, сразу возникает вопрос о том, как эту акцию согласовать с властями. В том случае, если администрация города, района или поселка приветствует действия церкви, то мы стараемся сделать социальную акцию совместно с представителями власти. Есть хороший пример Барнаульской церкви "Новая жизнь", которая вывозит в летние лагеря детей из интернатов и детей-инвалидов, которые требуют к себе особого подхода. К каждому такому ребенку необходимо прикрепить по одному взрослому. Летние лагеря церкви проводятся фактически под патронажем алтайских властей – они обеспечивают организацию лагеря и питание для детей.

Бытует представление о том, что социальная работа требует больших затрат от церкви. Часто отсутствие средств становится оправданием того, что христиане отказываются от осуществления социальных проектов. Стоит ли перед Вами такая проблема?

– Если мы страстно хотим что-то сделать, то мы это сделаем. Найдем возможность помочь и без денег. Большинство верующих действует согласно евангельскому принципу: "верный в малом, будет верен и во многом". Христианин должен быть милосердным и не проходить мимо страждущего. Пятидесятнические церкви никогда не ссылаются на то, что администрация не выделяет на благотворительность средств. Если Бог открывает ему, что повстречавшийся нищий – его "ближний", то он должен ему помочь. Я, как пятидесятник, верю в чудеса, верю в то, что можно малым накормить голодного, Господь действительно способен умножать хлеба. Глава барнаульской церкви "Новая Жизнь" Сергей Потапов вместе с прихожанами своей церкви делает всегда то, что может. Они не трубят о своих делах, не "бьют себя в грудь", но совершают свое дело смиренно и с постоянством. В результате Бог открыл для них большие возможности для социальной работы через администрацию Алтайского края и города Барнаула.

Получается, что позиция местных чиновников имеет решающее значение?

– От властей зависит далеко не все, по крайней мере, не главное. Пастор должен слышать повеление от Господа к такого рода служению. Мы ведь и без поддержки власти многое делаем. Даже более того, чиновник может быть против нашей акции, но, если люди нуждаются, и мы слышим "крик о помощи", то позиция власть предержащих не может помешать нашим действиям.

Так, в Кемеровском объединении РЦ ХВЕ в новокузнецкой церкви "На Камне" у пастора Андрея Хорощенко по-настоящему горело сердце помогать нуждающимся. Начинал он с малых дел, которые не всегда вызывали одобрение у местных чиновников. И буквально за несколько последних лет возникло большое количество социальных проектов и программ по оказанию помощи детдомам, интернатам, тюрьмам и т.д. В итоге пятидесятническое объединение в Кемеровской области получило личную благодарность от губернатора Амана Тулеева и руководства областного Управления исполнения наказания за работу среди заключенных.

Какие формы сотрудничества существуют у пятидесятнических церквей с властью?

– Многие влиятельные чиновники и руководители детдомов, больниц негласно сотрудничают с протестантскими церквями в социальной сфере, принимая от них помощь. Люди своими глазами видят, что церковь делает. Вообще у многих представителей власти сложилось хорошее личное отношение к пятидесятникам, однако мало кто об этом осмелиться заявить публично.

В этом отношении надо заметить, что "антисектантские" телевизионные передачи и статьи в газетах сыграли свою роль. Многие заявления в прессе, выступления политиков и некоторых православных деятелей – это не только отвержение демократических установлений, но и отрицание толерантности и обыкновенной человечности. Те, кто занимает подобную "антисектантскую" позицию, понимают, что делают, поскольку здесь затрагивается большая политика. В реакции же самих пятидесятников на сложившуюся ситуацию часто сквозит элементарная обида, поскольку им приходится сталкиваться с абсурдными обвинениями.

Часть российского общества связывает деятельность протестантских церквей с распространением гуманитарной помощи. Является ли это главной составляющей социального служения?

– То, что церкви делают своими силами, с помощью верующих – это и есть самое главное в общественной деятельности церкви. Ведь контейнер с гуманитарной помощью перевезти не так сложно, хотя в настоящее время только крупные церкви с развитой инфраструктурой могут себе позволить привозить в Россию гуманитарную помощь в больших объемах. Для этого в церкви должен быть и опытный администратор, и к границе нужно на машине подъехать и т.п. Я сам занимался доставкой гуманитарной помощи из-за рубежа для Москвы и знаю, что это такое. В тюрьмах, больницах и детдомах многие были бы благодарны такой помощи.

За последние, по крайней мере, пять лет в российской глубинке появились сотни протестантских центров по реабилитации наркоманов. Как строится работа с наркоманами в Вашем союзе?

– В Российской Церкви ХВЕ уже около 200 реабилитационных центров, действующих при церквях. Эти центры обладают большим опытом социально-духовной помощи наркозависимым. Какой-либо общей координации между всеми центрами не существует, как например на Украине, где работает Межденоминационная ассоциация реабилитационных центров. Служители церквей, которые хотят помогать наркоманам, ориентируются, по большей части, на опыт авторитетных центров с устоявшейся структурой.

Какова специфика христианской работы с наркоманами?

– При московской церкви "Слово спасения", где я являюсь пастором, также есть реабилитационный центр "Благодать". С его помощью уже десятки людей получили освобождение. Большинство из них освобождается от зависимости без ломки и медицинских препаратов с помощью молитвы, изучения Библии, физического труда. Верующему механизм действия подобного освобождения абсолютно ясен. Каясь перед Богом, человек освобождается от грехов и получает исцеление, так как его болезнь является, прежде всего, следствием этого греха. В нашей церкви существует уже целое крыло верующих из числа бывших наркоманов. Но, тем не менее, следует признать, что путь в церковную среду для бывшего наркомана сложен. Его психика ещё долго сохраняет на себе отпечаток прошлого, в котором он был наркозависимым.

У пятидесятников довольно энергичное социальное мировоззрение. Становятся ли взгляды церковных лидеров достоянием общества?

– Мнение церковных лидеров и верующих о том, каким должно быть российское общество и власть, часто открыто проявляется во время чрезвычайных ситуаций. К примеру, в Тюмени, где власти пытались помешать церкви провести Пасхальное богослужение, или в Лисках Воронежской области, где разгоняли, как в советское время, собрание нерегистрированных пятидесятников. В городе Асбесте Свердловской области пятидесятникам также мешали проводить служения, а православные пикетчики топтали вывеску с названием церкви "Любовь Христа" ногами. Странность ситуации заключается в том, что, наряду с этим, пятидесятники Асбеста при поддержке властей провели городское первенство по футболу и баскетболу, работают с беспризорными детьми, а так же регулярно устраивают акции по очистке улиц от мусора.

Как соотносится помощь нуждающимся с проповедью Евангелия?

– Являясь христианином и делая добро, верующий уже проводит евангелизацию, то есть исполняет свое евангельское предназначение и проповедует Слово Божие. Но, я считаю, что, если человек послушен Господу во всем, то сама его жизнь – это уже миссия.

Вы не разделяете веру и общественную миссию Церкви на Земле?

– Христианство и социальное служение, в моем понимании, даже не являются братом и сестрой, они скорее составляют одно целое. Многие христиане неправильно ассоциируют свою веру только с чем-то духовным, с некоей абстрактной борьбой с дьяволом. Господь говорит о том, что мы, верующие, - "Свет Миру". Наш "Свет" совсем не в способности говорить на иных языках, наш "Свет" в наших добрых делах, которые и представляют собой социальное служение Церкви.

Беседовал Роман Лункин, для Портала–Credo.Ru 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования