Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
Распечатать

ЮРИЙ ШЕВЦОВ, директор Института проблем человека (Белоруссия): "БАПЦ воспринимается как прокатолическое дело, стоящее в одном ряду с униатской "интригой"


Юрий Шевцов, директор Институа проблем человека (Минск):

БАПЦ и белорусская автокефалия - на мой взгляд, разные проблемы. У БАПЦ своя сложная история, несовсем понятный канонический статус и очень много осложняющих ее существования внутренних процессов. На мой личный взгляд, из всех проблем БАПЦ две особенно остры.

Одна - отношение к собору, собранному нацистами летом 1944 года для провозглашения этой автокефалии. Члены собора бежали вместе с немцами на Запад от наступающей Советской Армии. Все без исключения в белорусской истории и культуре, что было связано с нацизмом, должно быть отвергнуто и отвергается. В этом последовательном неприятии нацизма современные белорусы напоминают евреев. Те, которые ведут себя иначе, автоматом попадают в культуру "полицаев".

Другая - политизация вопроса о белорусской автокефалии. К сожалению, БАПЦ сегодня ассоциируется с оппозицией. А оппозиция - очень часто с тотально враждебной политической силой, которая навязывается народу из-вне, ненавидит народ и все доброе, что есть на свете. Также важно, что оппозиция часто ассоциируется с очень лживой и наполненной разного рода извращениями людской массой. Многие полагают, что в глубине своей оппозиция есть католическая акция. Потому - БАПЦ воспринимается как прокатолическое дело, стоящее в одном ряду с униатской "интригой". На деле все, конечно, сложнее, но как бы то ни было, а раз БАПЦ связала себя с белорусской оппозицией, то отношение к этой церкви получается соответствующее.

Что касается, ситуации в пос. Пограничный, то храм там освящен не был. Община не имела официального статуса. Существовали большие вопросы к священнику как по его реальному каноническому статусу (я, скажем, так и не понимаю, а был ли он признан хоть одной канонической православной церковью?), так и к его отношениям с существующим законодательством. В общем, это проблема для суда и адвокатов.

Совсем иное дело - вопрос о реальной белорусской автокефалии. Никогда нельзя исключать, что развитие некоей православной церкви может дойти до такого уровня. Автокефалия не есть ересь. Автокефалия - это тот уровень развития некоей церкви, когда все остальные православные церкви осознают, что эта церковь должна самостоятельно славить Господа Бога, ибо у этой церкви есть нечто правильное, но очень специфичное, что не может быть адекватно отслежено из некоего иного центра, а потеря это особого богатства может быть горькой потерей всего Православия, если не грехом. Это как Элладская церковь... можно ей навязывать почитание Сергия Радонежского в таком объеме, как оно есть в России, но не забудется ли тогда нечто собственно греческое, не менее важное для Православия, чем Сергий...? А Сергия они почтут, просто акцент будет в их реальной религиозной жизни иной, на свое... на Афон, к примеру. И это прекрасно и правильно.

В случае с Белорусским православием, вполне возможно, что вызреет скоро и автокефалия. Сейчас у нас максимальная возможная степень церковной самостоятельности, предшествующая автокефалии - Экзархат. Пару лет тому назад прошла массовая канонизация своих святых - свыше ста человек. Есть свой Синод. Естесственно - свои епархии, монастыри и т.п. Но главное, в Беларуси есть живая приходская деревенская община и очень своебразная конфессиональная и культурная ситуация, отличная от России. У нас есть очень большая специфика, связанная с Чернобылем, который наша Церковь, похоже, все больше осознает и которым, кажется, все больше проникается. Также очень важна проблема нашей православной истории. Есть многие моменты, которые крайне сложно понять сквозь традицию Московской церкви. Скажем, 150 лет самовольной автокефалии Москвы перед получением патриаршества и сохранением в эти 150 лет нашей церковью канонической связи с Константинополем. Есть и иные подобные моменты.

Однако автокефалия ни в коем случае не должна быть идеологией и целью церкви. Церковь должна пасти души и служить Господу. Автокефалия должна быть дарована сестринскими церквями некоей церкви с радостью и полным осознанием правильности и добра этого их шага.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования