Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Президент Ассоциации индийцев России САНДЖИТА КУМАРА ДЖХА: "Многие российские последователи Кришны являют достойный пример даже традиционным брахманам Индии"


Портал–Credo.Ru:  Что Вы думаете о проекте строительства в Москве индуистского храма?

Санджита Кумара Джха: Такой храм, несомненно, нужен. Москва – столица государства, в котором всегда с теплом воспринимали индийскую духовную культуру. Я рад, что власти Москвы приняли такое решение. Эти мои чувства разделяют миллионы индийцев, в том числе, политики и бизнесмены. Духовность – это цемент, скрепляющий давнюю дружбу наших народов.

Почему индуистский храм должен носить имя Кришны? Разве для индуизма не характерно многобожие?

- Существует разница между Всевышним, Который в Индии известен под именем Кришны, и полубогами-деватами, к которым относится, в частности, Ганеш, упомянутый в интервью Вашему Порталу депутата Московской городской Думы Михаила Москвина-Тарханова. Деватов почитают ради материальных благ. Кришне же поклоняются только с духовной целью.

Кстати, храмов Кришны в Индии намного больше, чем храмов Ганеши или других божеств. Поэтому рекомендовать построить в Москве храм Ганеши как полноценное место поклонения значит принижать религиозные ценности индусов и фактически диктовать им формы их собственной духовной жизни.

Некоторые политики в России считают, что индуистский храм в Москве должны открыть традиционные индийские брахманы, а не "неоиндуистское" Общество сознания Кришны (ОСК). Насколько оправдана такая точка зрения?

- Я сам из рода традиционных индийских брахманов из знаменитого святого места Митхилы. В Россию я приехал, когда мне исполнилось 17 лет, и поскольку никогда не оставлял своей духовной практики, я очень обрадовался, встретив в России членов ОСК. Они исповедуют те же брахманические принципы чистоты, милосердия, правдивости и толерантности, что и традиционные брахманы.

Надо сказать, что южно-индийские брахманы-вишнуиты официально внесли ОСК в реестр авторитетных религиозных организаций традиции древнего мудреца Мадхвы. С уверенностью могу констатировать, что храмы ОСК – это центры воспитания людей в духе добра, ненасилия и открытости. Не будет преувеличением сказать, что многие молодые индийцы начинают вновь ценить свою древнюю культуру именно благодаря ОСК.

Однако есть мнение, что традиционные индусы не проповедуют, а вся деятельность ОСК основана на проповеди, миссионерстве, что и вызывает обвинения в прозелитизме…

– Индия издревле снабжала весь мир духовным знанием. Речь отнюдь не идет об обращении верующих других религий в индуизм. Я лично не знаю православных христиан, которых бы "перетянули" в индуизм. Даже сами кришнаиты называют себя не индусами, а слугами Единого Бога, известного под разными именами в разных религиозных традициях. А вообще-то, знать "Бхагавад-гиту" для интеллигентного человека столь же необходимо, как и знать Библию.

И, наконец, еще один момент. В России я до сих пор нередко сталкиваюсь с мнением, будто брахманом надо родиться. Но в священных писаниях индуизма этого утверждения нет. Известна история, когда в начале прошлого века один из английских аристократов, маркиз Зетланд, попросил традиционного монаха-свами произвести его в брахманы. Монах ответил, что стать брахманом несложно. Надо только следовать четырем правилам святой жизни: вегетарианству, целомудрию, отказу от азартных игр, а также от употребления алкоголя и прочих одурманивающих средств. "Невозможно, это просто невозможно!" - воскликнул испуганный аристократ.

Таким образом, брахманом становятся, воспитывая в себе возвышенные качества и склонности, описанные в "Бхагавад-гите": чистоту, самоограничение, честность, знание, смирение и религиозность. В этом отношении многие российские последователи ОСК являют достойный пример даже традиционным брахманам Индии.

А как воспринимают ОСК в Индии?

- К настоящему времени у ОСК сложилась в Индии высокая репутация. Это видно, в частности, из недавних высказываний ведущих политиков страны. Так, д-р Шанкар Даял Шарма, занимавший пост президента Индии в 1992-97 гг., открывая храм ОСК в Бангалоре, говорил, что ОСК в мире оказывает помощь миллионам людей, внося в их жизнь умиротворение и гармонию". А возглавлявший до недавнего времени индийское правительство Атал Бихари Ваджпаи в своей речи на открытии храмового комплекса ОСК "Слава Индии" в Дели подчеркнул, что послание ОСК, основанное на философии Бхагавадгиты, "отвечает всем моральным нуждам мира - будь то поиск человеком внутреннего покоя, его желание найти свое место в обществе людей и в мире, его обеспокоенность проблемами экологии, его отношение к деятельности, отношение к смерти.

Бхагавад-гита дает исчерпывающие и философски очень состоятельные ответы на все эти вопросы. Именно этим ОСК отличается от многочисленных новомодных движений, которые тоже пытались завоевать умы молодежи шестидесятых-семидесятых годов. Все эти движения-однодневки приходили и уходили, а ОСК все наращивает силу.

- Вы пользуетесь репутацией главного спонсора московских кришнаитов. А в чем состоит Ваш бизнес? По каким признакам Вы подбираете сотрудников и партнеров по бизнесу?

- Я - глава представительства английской компании "Джи Кэй Груп" в России. При приеме на работу руководствуюсь только деловыми качествами человека.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-­Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования