Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Религиовед, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований к.ф.н. МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: «PR-ошибкой Тихона было прямое отречение от звания «духовник президента»»


«Портал-Credo.Ru»: В свете свежего решения Синода РПЦ МП о назначении на старейшую и почётную Псковскую митрополию ныне викарного епископа Тихона (Шевкунова) многие аналитики поспешили сделать вывод: всё, свершилось, следующей ступенью в его карьере станет восшествие на патриарший престол, путь открыт, «процесс пошёл»! И вообще, разве может быть иначе у «президентского духовника»?

Михаил Жеребятьев: Ничего удивительного: непубличные обстоятельства, окружающие известную российскую политическую персону, порождают скоропалительные выводы. Поэтому предпочту подойти к теме перспектив карьеры Тихона с противоположного конца. Давайте зададимся вопросом: а нужна ли на этом символически значимом посту столь заметная в светских кругах персона, равновеликая хоть нынешнему президенту, хоть его будущему преемнику? А то, что экзальтированный молодой человек когда-то с кем-то делился о неком данном ему пророчестве старца – не в счёт. В системе координат РПЦ МП, конечно, таким вещам придаётся сакральное значение, но никто ж не может запретить находящимся вне этой системы представлять происходящее внутри патриархии в категориях политической аналитики.
Для коллег по архипастырскому цеху - тех, кому предстоит голосовать на выборах Патриарха, - епископ Тихон тоже не совсем свой. Он двигался совсем по другим орбитам, чем большинство представителей нынешнего епископата, сверстников Тихона и тех, кто даже будет помоложе. В поколениях 1950-70-х епископат рекрутировался из числа ребят с провинциальных рабочих окраин. Социальный портрет епископата РПЦ МП в подробносях описан Николаем Митрохиным. Послушничество будущего епископа Тихона в Псково-Печорском монастыре в позднесоветские годы – история для церковных, околоцерковных эстетов и светской богемы, разноформатного медиагламура тож. Она, действительно, красивая, добротная, самая что ни на есть книжно-кинематографическая. Такой вот, self-made-man в исходно чужеродной для него среде. Конечно, культурный герой на церковном поприще!

- Как долго епископ Тихон мог ещё находиться в Москве в статусе викария?

- С одной стороны, держать такого умника, претендующего на роль идеолога государства (причём его идеология прямолинейна и понятна властям как «дважды два»), да ещё с разнообразными персональными связями, в московских викариях было не с руки по законам «византийской политики». В данном случае я говорю исключительно о церковной «вертикали». С другой стороны, сам епископ Тихон желанием менять место своего постоянного пребывания явно не горел. Покинув Печоры почти 35 лет назад, он больше из Москвы не выезжал.

Думаю, перевод спровоцировал сам Тихон, признавшись, наконец, что не духовник он президенту. Там же было ещё и присловье - «нет такого вообще», правда после многолетней PR-накачки на такие мелочи никто не обратил внимания. По логике жанра он не должен был этого делать.

- Не должен, но вынужден был?

- Скорее всего, так. В принципе, можно проанализировать причины. Но без конкретных фактов, хотя бы утечек из заслуживающих доверия источников (как патриархийных, так и кремлёвских), такое занятие, по большому счёту, будет чем-то сродни кремлинологическим гаданиям. Поле для исследования пока закрыто, возможно, в Пскове, вдали от столичной суеты, Тихон проявит бОльшую откровенность, чем прежде, - как знать?

Удаление из столицы вписывается в схему роста; опять же, - ничего нового, испытанный приём римской политики. Но изящно.

- А откуда вообще могло взяться представление о «духовнике Путина»?

- В моём представлении, этот репутационный шлейф родом из электорально-политтехнологических учебников, которыми массово пользовались имиджмейкеры в кампаниях разных уровней в далёких 1990-х. В одном из таких пособий, помнится, встречал даже совсем уж неожиданную рекомендацию относительно желательности демонстрации избирателям наличия у претендента одновременно и духовника-конфессионала, и астролога. То, что в российских условиях астрологи и представители конфессий были, что называется, «на ножах», знали все, и тем не менее. В западных аналогах (вообще-то, оригиналах) фигурировали психоаналитики. Это хотя бы понятно, потому что указывает на факт устойчивости психики претендента на выборную должность или депутатский мандат. Вот, кандидат прошёл проверку на вменяемость, что и удостоверил психоаналитик. Астролог же мог занять место психоаналитика в условиях даже не социальной турбулентности, а в ситуации банальных качелей. В первой избирательной кампании Путина перед политтехнологами стояла задача по максимуму положительно нагрузить никому неизвестного преемника. До кучи вставили и миф о духовнике, главное, продвижению образа Путина в массы он никак не мешал, хотя, по-моему, и не помогал. А вот потом Путин оказался заложником имиджа, который надо было как-то поддерживать. Знаю это из заслуживающих доверия патриархийных источников, - первое время там крайне болезненно реагировали на рождественские вояжи президента по сельским церквам, потом уже привыкли. Духовнический миф позволял Путину держать некую дистанцию в отношениях с РПЦ МП, безусловно, так как он её понимал. Допускаю, сейчас он перестал уже нуждаться в дистанции. Знаете, это можно уподобить переходу в мировоззрении одного человека от ньютоновской физикалистской картины мира с Богом-первотолчком к марксовой социологической, в которой ключевая гипотеза более ранней эпохи упраздняется просто за ненадобностью.    

- Что представляет из себя Псковская епархия?

- Митрополия откровенно бедная. Псковщина, как и соседняя Новгородчина (есть ещё несколько таких же регионов), cчитаются депрессивными территориями, уже в недалёкой перспективе они потеряют до трети своего немногочисленного населения - и в силу значительной доли людей из старших поколений, и по причине миграции трудоспособных возрастов. Неподалёку находятся такие мощные мегаполисы-магниты как обе российские столицы. Поэтому не понимаю, с чего это вдруг Псковская митрополия стала представляться этаким курортом для епископа, когда назначение рассматривают как повышение? Напротив, там легко увязнуть в проблемах.

Существование семей духовенства еще может поддерживать всё, что связано с погребением и поминовением усопших. Церковной инфраструктуре Пскова повезло: практически все дореволюционные церкви, а их более трех десятков, что реально много для небольшого города, не просто сохранились - по крайней мере, стены были восстановлены в послевоенное время - именно как исторические памятники с соблюдением стандартов, а в постсоветское время – переданы епархии. Но их тоже надо содержать, про село уже не говорю.

Прежний губернатор Андрей Турчак проявил себя большим радетелем епархии, но возможности делать щедрые подарки с каждым годом сокращаются.
Реальным «якорным» объектом епархии является лишь Псково-Печорский монастырь. Конечно, возглавляя его московское подворье, Тихон был посвящён в проблемы и обители, и всей епархии. Сейчас практически повсеместно в регионах стало модно стимулировать внутрироссийский туризм, считается, что при малых вложениях он даст и занятость местного населения, и средства в казну. Это одновременно так и не так. Реальным основным партнёром туристических проектов регионального и муниципального уровней выбирается властями корпорация РПЦ МП в лице её епархий. Такое происходит повсеместно, недавно на Портале прошёл материал о создании туристическо-паломнического кластера Дивеево в юридическом статусе некоммерческого партнёрства. Он создаётся властями с участием епархии. Нечто похожее делается в Верхотурье на Урале. Без оформления юрлица – в других местах.    

Новому псковскому губернатору могли понравиться какие-то наработки или даже просто мысли главы патриаршего совета по культуре. Если Турчак дружил с митрополитом Евсевием (Саввиным), то у нового главы региона столь же тёплые отношения просто могли не сложиться, к тому же архиерейские года – 80 без одного - объективно не одно лишь богатство, и потом, люди устают от многолетнего правления. Так что Псковщина, практически наверняка, рассматривается полпредством президента в СЗФО «пилотной» туристической территорией. Ну а пилотом доверили быть тому, кому «много дано».  

- А как с национал-патриотическим «Изборским клубом», географически приписанным к Пскову?

- Вот давайте подумаем, может ли предельно идеологизированный почвеннический "Изборский клуб" годиться для решения внешнеполитических задач, тем паче если это место уже давно и прочно занято реальным экспертным "Валдайским клубом", работающим в тесном контакте с администрацией президента и МИДом? Ещё одна маленькая деталь, многое объясняющая: Валдайский клуб меняет место прописки в зависимости географии проведения знаковых саммитов, чем не может похвастаться Изборский клуб. Что касается внутриполитических задач, то у них тоже найдётся немало как идеологов, так и исполнителей. Так что значение "Изборского клуба" лишь высочайше разрешено преувеличивать в публичной сфере несоразмерно его реальным возможностям.  

Беседовал Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования