Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, религиовед, к.ф.н. МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: «Валаамские заявления Путина о «мощах Ленина» - использование православного фактора в предвыборной кампании»


«Портал-Сredo.Ru»: Что может значить заявление президента РФ Путина о способе захоронения Ленина, якобы соответствующем православной традиции почитания мощей святых?

Михаил Жеребятьев: Действительно, неожиданный поворот: ведь с каждым годом число сторонников захоронения Ленина в Рссии растёт -  последние социологические замеры давали уже, пусть и небольшой, но вполне устойчивый перевес тех, для кого могила вождя пролетариата перестала быть "святым" местом. То, что интервью записывалось прошлым летом непосредственно во время пребывания президента на Валааме, а, возможно, даже и раньше, принципиально в этом отношении ничего не меняет.

Все постсоветские годы тему соответствия способа захоронения тела основателя советского государства православной традиции поклонения мощам святых педалировал бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Если проанализировать сказанное Путиным и Зюгановым, получится, что и глава российского государства, и председатель крупнейшей партии левого фланга из числа "системных", а, значит, проверенно «патриотических», приводят тот же самый аргумент в доказательство правоты своих слов. С той лишь разницей, что Зюганов в качестве примера постоянно ссылается на пещеры древнейшей обители Руси - Киево-Печерской Лавры, - тогда как указание на них же в нынешних внешнеполитических обстоятельствах для главы российского государства оказывается совершенно неуместным. Поэтому Владимир Путин переносит акценты на другие святые места православия, благо их немало: взять тот же Афон! Но вот Валаам он соотносит не столько с религиозной (или шире - духовной) традицией России, сколько ставит северный монастырь в прямую связь именно с российской государственностью.

- Что вызывает вопросы относительно элементарной исторической осведомленности Путина - создавалась ведь обитель монахами-отшельниками еще до формирования Московского государства…

- С 1917-го и фактически до 1944-го Валаам и вовсе входил в состав Финляндии.

Сказанное президентом, насколько мне представляется, указывает, с одной стороны, на приоритет этатистского восприятия властью отечественной истории над любыми иными ее прочтениями, включая даже конфессиональную версию, которую предлагает партнёрская организация государства РПЦ МП. С другой стороны, важно соотносить сказанное ранее президентом с предвыборным моментом. Мы наблюдаем попытку перехватить одну из символических инициатив у коммунистов. Аналитики называют наиболее серьёзным конкурентом Путина, который может рассчитывать на выход во второй тур, 57-летнего руководителя подмосковного агрохолдинга Павла Грудинина, выдвинутого КПРФ. Добавлю лишь пару интересных деталей: Грудинин не только не состоит в КПРФ, но ещё и до 2010-го состоял в "Единой России". А поскольку фильм монтировался совсем недавно, то и акценты в отснятом ранее материале расставлялись, конечно, с учётом имиджевых потребностей нынешнего времени.

- Есть ли в этом решении связь с царскими останками?

- Актуализации темы ленинского тела в предвыборном контексте, безусловно, способствует выраженная недавно позиция РПЦ МП, которая сводится к тому, что решение вопроса о захоронении советского вождя патриархией полностью было передано на усмотрение власти, и руководство РПЦ МП пообещало не подталкивать процесс. Были ли между президентом или его администрацией и руководством патриархии какие-то договорённости на сей счёт, сказать достоверно пока трудно, по крайней мере, я не стал бы исключать возможность своеобразного размена: патриархия берёт на себя обязательства (и оглашает их), тогда как государство, в свою очередь, симметрично не торопит руководство РПЦ МП с выводами относительно царских останков, правда, никак не объявляя публично о своих намерениях. В этом вопросе много непубличности с обеих сторон.

Не слишком популярная ельцинская власть, разом переименовав 7 ноября в "День согласия и примирения", вовремя не нашла в себе сил пойти дальше и не организовала общественного обсуждения того, как вообще должна и может выглядеть символическая процедура примирения красных и белых. Это было бы более чем уместно, раз уж постсоветская российская власть взяла курс на примирение без люстраций, подтвердив своё намерение амнистиями членам ГКЧП и противникам президента Ельцина во время осеннего противостояния 1993-го. На мой взгляд, вполне логичным выглядело бы одновременное захоронение царских останков и Ленина в одном городе, соответственно, в Петропавловском соборе и на Волковом кладбище. Тогда легче бы решался и вопрос переноса праха других именитых людей советской эпохи, нашедших упокоение у кремлёвской стены. Однако, подходящий момент был упущен. РПЦ МП после провала переговоров на площадке Данилова монастыря осенью 93-го не проявляла больше общенациональных примиренческих инициатив, сосредоточившись на поиске подходов к действующей власти; первой же её целью стала нейтрализация конфессиональных конкурентов с использованием административного ресурса.

Кстати, в Будапеште в 1989-м не планировалось, но так вышло, - вскоре после торжественного перезахоронения останков Имре Надя умер не сумевший предотвратить расстрела Надя многолетний руководитель социалистической Венгрии, отец либерального "гуляш-коммунизма" Янош Кадар.

Мне представляется, что в случае согласованных (в 90-х) параллельных перезахоронений - и царской семьи, и Ленина, - все, в том числе РПЦ МП, были бы избавлены от бесконечных обсуждений деталей, относящихся к царским останкам, которые выходят уже за грань здравого смысла. С каждым годом, с новыми дополнительными, сугубо криминалистическими (техническими) расследованиями, тема в церковной среде продолжает обрастать самыми невероятными версиями, они вырываются наружу - в большой социум, лишний раз будоража публику конспирологическими версиями. Они, в свою очередь, неплохо корреспондируются с иными трактовками событий, имеющих отношение уже к сегодняшней мировой политике... Но не стоит забывать о том, что конспирология для власти тоже представляет угрозу в силу непредсказуемости порождаемых ею ассоциаций, их неподконтрольности никому, ну и скорости распространения слухов, совершенно не зависящей от интернет-технологий и не связанной с ними. Теперь на пожаротушение версии ритуального убийства уже даже безо всякой связи с информационными поводами брошен дотошный, имеющий доступ в высокие кремлёвские кабинеты ведущий «России» Сергей Брилёв. Он методично из передачи в передачу стремится доказать, тщательно анализируя самые разные факты: ну, не было никакого ритуального убийства. Но возымеют ли действие его усилия - сказать не берусь.

- Ваша обобщающая оценка: зачем понадобился валаамский сюжет в предвыборном контексте?

- Заявления Путина в привязке к Валааму - очередная версия использования действующей властью темы большинства. Идея была популярна у кремлёвских политтехнологов между 1-м и 2-м путинскими сроками, правда, тогда она подавалась несколько в ином ключе. Сегодняшнее сегрегированное в имущественном отношении российское общество с увеличивающимся разрывом между его полюсами, по логике вещей, тоже должно что-то объединять... Вот, пожалуйста, есть такое большинство - оно православное, при всех своих внутренних различиях, объединено православием. И это, несмотря на всё нарастающую критику в обществе партнёрской организации государства - РПЦ МП. Православие, тем самым, подаётся в валаамских высказываниях Путина не как собственно религиозное объединяющее начало, оно, вообще, имеет крайне опосредованное отношение к вероисповедным проявлениям и, уж тем более, к индивидуальному религиозному выбору. При такой интерпретации православие принадлежит миру ценностей, напрямую завязанных на государство и неразрывно с ним связанных! И в этом оно находит своё оправдание. Таков самый важный посыл валаамского фильма.

Его автор, Андрей Кондрашов, который 3-го дня стал пресс-секретарем предвыборного штаба Путина, как бы повторяет вместе с главным героем своего повествования: валаамские монахи денно и нощно "молятся о благополучии нашей страны".

Пожалуй, российская власть впервые делает такое заявление, оно - ещё раз подчеркну, - конечно, возникло не на пустом месте.

Посмотрим, как религиозная тема будет раскрываться дальше у Путина и других участников кампании, ну и, конечно, поговорим о результативности политтехнологических ходов, затрагивающих религиозную проблематику.

- Неделю назад, поздравляя россиян с Рождеством, Путин отметил значительный вклад в общественную жизни всех христианских конфессий…

- Вместе получается, что православие, завязанное на государство, - это в представлении власти одно, а религиозные организации, даже РПЦ МП, и уж тем более другие христианские конфессии - совсем другое. Как шутили в советское время, "два мира - два Шапиро".

Беседовал Антон Свиридов,
для «Портала-Сredo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования