Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Кандидат богословия игумен ИННОКЕНТИЙ (Павлов): ““Католичество” митрополита Никодима (Ротова) - это такой же мифо-блеф, как и то, что он был "генерал-майором КГБ"”


«Портал-Credo.Ru»: На нашем Портале опубликованы фрагменты воспоминаний греко-католического священника из Украины о. Михаила Гаврилива, впервые изданных в Риме. Эти фрагменты как будто свидетельствуют о католических убеждениях митрополита Никодима (Ротова) – наставника нынешнего Патриарха РПЦ МП. В 1970-е гг., несколько позже, чем автор воспоминаний, Вы учились в Ленинградских духовных школах и также знали митрополита Никодима. В контексте этого Вашего опыта, как Вы оцениваете достоверность свидетельств о. Михаила?

Игумен Иннокентий (Павлов): Все эти разговоры про «католичество» Никодима – глупость. Важно понимать, что Никодим в вопросах стратегических, а тем более внешнеполитических был несубъектен. Это неизбежно для № 1 в Московской патриархии с момента ее создания в мае 1927 года. А митрополит Никодим был именно первым номером - как председатель ОВЦС и при престарелом Патриархе Алексии Первом, и затем при Патриархе Пимене, которого я определяю как № 0. Так что, даже если бы Никодим захотел, то не смог бы изменить свою конфессиональную принадлежность.

Но он этого точно не хотел. Причем, и как церковный функционер высшего ранга, и как талантливый литург он был не греко-православным (по конфессиональной принадлежности исторической Русской/Российской Церкви), а именно русско-православным.

А известных разговоров о митрополите Никодиме хватает не только с православной, но и с католической стороны. Но все это благоглупости.

- Хорошо, давайте разберем излагаемые о. Михаилом Гавриливым факты по порядку. Например, Вам известно о “насаждении” Никодимом в своей епархии антиминсов римской печати?

- Действительно, митрополит Никодим привозил антиминсы криптоферратской печати, помню такой в храме ЛДА и в Троицком соборе Ленинграда. Но они были совешенно пустыми, без мощей и надписей, так что заполняли их с упоминанием Патриарха Пимена уже здесь. А привозил он их потому, что в РПЦ МП тогда не имели возможности их печатать, так что большей частью служили на рваненьких дореволюционных, причем часто даже не относящихся к конкретному храму. Это явление того же порядка, что и служение патриархийных архиереев из числа совзагранработников по карловацким Чиновникам, причем другие архиереи - например, Никодим и Кирилл, - служили по криптоферратским, поскольку своих не было. Так что не надо фантазировать. И Гаврилив здесь – вообще ненадежный источник.

- Он вполне искренний католик и уважаемый в своей Церкви человек. В чем Вы видите его “ненадежность”?

- Искренность не гарантирует надежности. Он, насколько я знаю, действительно был студентом ЛДА и постриженником митрополита Никодима. Но вскоре после окончания духовных школ стал подпольным греко-католиком, будучи отправленным на родину. Помню, им как жупелом пугали.

В любом случае, он не мог быть в курсе реального положения вещей на московско-ватиканском фронте Холодной войны. А митрополит Никодим был на этом фронте советским бойцом, хотя и с дипломатической вежливостью и даже с любовью к католическим особенностям, при нередком незнании католичеких реалий его времени. Об этом рекомендую прочитать воспоминания о нем архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина). Но эта любовь была сродни любви Брежнева к американским автомобилям и фильмам.

- Все-таки, какие фрагменты воспоминаний о. Михаила Вы принимаете как вполне достоверные?

- Несомненно, правдива та часть воспоминаний, где речь идет о сотрудничестве с КГБ, с которым Гаврилив отношения вроде как выстроил, да и требовали от него, по его словам, совсем немногое, скорее – ритуальное, поскольку все компромитирующие сведения на его коллег, несомненно, были известны и без него. Вымыслом же я считаю рассказы про какой-то странный "постриг" в саду и про защиту Никодимом католического мариологического догмата.

Вот, например, нынешний Патриарх Кирилл мне свидетельствовал в 1984 г., что как-то, отправлясь в Рим и имея ритуальную беседу в Совете по делам религий, на шутливый вопрос товарища Куроедова "Ну что, ждать нам соединения церквей?" митрополит Никодим ответил: "В ближайшие 300 лет этот вопрос в повестке дня не просматривается".

“Католичество” митрополита Никодима - это такой же мифо-блеф, как и то, что он был "генерал-майором КГБ". В этом ведомстве он проходил всего лишь как “агент Святослав”, что давно уже (со времен комиссии Якунина-Пономарева) общеизвестно.

Беседовал Александр Солдатов,
для “Портала-Credo.Ru"

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования