Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

ЕПИСКОП ЛУЦКИЙ И РОВЕНСКИЙ ИОВ (КОНОВАЛЮК) (УАИПЦ): «Патриарх Филарет – настоящий герой Украины… Но УПЦ КП начала превращаться в эрзац РПЦ МП»


"Портал-Credo.Ru”: Двадцать пять лет тому назад, 25-26 июня 1992 года, в Киеве прошёл Объединительный Собор Украинской Православной Церкви (УПЦ) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), на котором была создана единая Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Как Вы лично восприняли это событие, ведь Вы были в то время, как известно из Вашей биографии, последователем и даже клириком УАПЦ?

Епископ Иов: Когда я увидел в теленовостях, как на молебне перед началом Собора в домовом митрополичьем храме св. Филарета Милостивого протодиакон Владимирского кафедрального собора в Киеве Николай Киприанович Климчук (я потом имел счастье познакомиться лично с этим чрезвычайно достойным и благочестивым человеком, вечная ему память!) возглашает молитвенные прошения сквозь слёзы, - я тоже плакал: от нечаянной радости, что объединение УПЦ и УАПЦ таки совершилось, и от мучительного переживания за будущее Украинской Церкви Киевского патриархата…

Вскоре я сам стал (в меру своих скромных возможностей) активным участником созидания Киевского патриархата, получил сан иеродиакона в августе 1992 года, служил при архиереях в Луцке, Ровно, Житомире, Киеве и Белгороде, много ездил по приходам, которые переходили в Киевский патриархат, был официальным наблюдателем на Поместном Соборе 1993 года, избравшем Патриархом Киевским и всея Руси-Украины приснопамятного Владимира Романюка, а также делегатом от Ровенской епархии на Поместном Соборе 1995 года, избравшем Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филарета Денисенко.

- Не считаете ли Вы, что в июне 1992 года глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) пошёл на объединение с УАПЦ только под давлением обстоятельств: потому что не стал в своё время Патриархом Московским, был скомпрометирован из-за обличительных публикаций в СМИ и отстранён от своей должности на Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ 27 мая 1992 года?

- В жизни всё гораздо сложнее, нежели это кому-то кажется или желается. Поведение и церковная деятельность даже великих и святых отцов Церкви часто были обусловлены не одной лишь борьбой за истину, но и сложившимися обстоятельствами, личными привязанностями, особенностями характера и т.п. Конечно, Филарет (Денисенко) в значительной степени действовал под давлением обстоятельств, но то давление (со стороны Москвы) было настолько неистовым, что никто другой его бы не выдержал...

С этой точки зрения нынешний Патриарх Филарет, несомненно, настоящий герой Украины, ибо вопреки всем обстоятельствам не свернул с избранного пути, не испугался угроз и анафем, а стойко боролся за созидание своей Церкви.

- Как известно, в 1992 году далеко не все последователи УАПЦ поддержали её объединение со структурой митрополита Филарета. Почти половина епископов УАПЦ не приняли участия в Объединительном Соборе… Не было ли у Вас искушения поддержать именно эту часть УАПЦ? И каким было настоящее отношение к этому объединению со стороны Патриарха Мстислава?

- В 1992 году епископат УАПЦ представлял собой, по большому счёту, печальное зрелище. Да, были некоторые яркие и талантливые, по-своему достойные архиереи (например, Владимир Романюк, Андрей Абрамчук, Данила Ковальчук и другие), но в целом епископат не отличался какими-то каноническими или нравственными устоями. Лично я в то время воспринял воссоединение УАПЦ и УПЦ митрополита Филарета с воодушевлением, в надежде, что мудрый, грамотный, культурный и опытный митрополит Филарет (Денисенко) внесёт какой-то порядок в жизнь независимой Украинской Церкви.

Когда я смотрел по телевидению первое евхаристическое сослужение епископата УПЦ КП в Софийском соборе г. Киева, то обратил внимание на потемневшее, осунувшееся лицо митрополита Филарета, на некоторую скованность его движений и слов… Думаю, ему было очень тяжело тогда: недавнее предательство большинства близких людей и соработников, антиканонические прещения со стороны РПЦ МП и отчаянные попытки удержать церковное кормило в своих руках... И вот, наконец, приходится сослужить с людьми, которые были одеты в архиерейские ризы, но и по своим личным качествам, и по своему каноническому происхождению не воспринимались митрополитом Филаретом как настоящие архиереи. Ведь известно, что он тогда был более щепетилен в канонических вопросах, считал все «боднарчуковские» (совершённые в УАПЦ под руководством митрополита Иоанна Боднарчука) хиротонии недействительными, а к моменту объединения с УАПЦ перерукоположить всех её архиереев не успел. Кроме Антония Масендича и Владимира Романюка, всех остальных архиереев УАПЦ, за исключением, кажется, только Андрея Абрамчука и Василия Боднарчука (которые на повторную хиротонию не согласились), Филарет перерукоположил лишь после объединения.

Неучастие в Объединительном Соборе некоторых архиереев УАПЦ не означает, что само объединение было нелегитимным, ведь после Собора везде проходили епархиальные съезды, которые в целом поддержали создание УПЦ КП, а весь бывший епископат УАПЦ после этого стал сослужить с митрополитом Филаретом как с заместителем Патриарха Мстислава.

Что касается духовенства УАПЦ, которое выступило против объединения с Филаретом, то его можно условно разделить на две части: на тех, кто не воспринимал Филарета скорее всего по идеологическим причинам (например, протопресвитер Владимир Ярема), и на тех, кто ополчился против воссоединения с Филаретом лишь по меркантильным соображениям или же по науськиванию агентов ФСБ.

Я же лично был категорически против раскола единой УПЦ Киевского патриархата и «воссоздания» УАПЦ, никакого искушения поддержать тогда раскольников у меня не было. Впрочем, сейчас я отношусь к тем событиям более отстранённо и спокойно. Ведь и сам Филарет, лишивший священного сана и отлучивший от Церкви творцов новой УАПЦ Петра Петруся, Михаила Дуткевича, Владимира Ярему, Ивана Пашулю, Юрия Бойко и Богдана Рожака (см. решение Священного Синода УПЦ КП от 9 марта 1993 года), в последующие годы стал принимать рукоположенных в новосозданной ими УАПЦ клириков в сущем сане и всячески искать с «братской» УАПЦ полного единства (при условии признания себя единственным и бессменным главой Украинской Церкви).

Патриарх Мстислав, конечно, хотел руководить Церковью без заместителя в лице Филарета Денисенко, но по состоянию здоровья был уже неспособен на это. Он издавал противоречивые указы (например, 20 октября 1992 года в своём «Обращении к епископату, духовенству и мирянам УАПЦ» не признавал решений Всеукраинского Объединительного Собора от 25-26 июня 1992 года и в тот же день на официальном бланке благословил митрополиту Галицкому Андрею Абрамчуку внести дополнения в Епархиальный Устав Ивано-Франковской епархии с заменой в нём названия «УАПЦ» на «УПЦ - Киевский патриархат»)… Если быть кратким, то Патриархом Мстиславом просто манипулировали в последний период его жизни, вот почему он то признавал, то не признавал создание УПЦ КП.

Это, кстати, очень похоже на ситуацию в РПЦЗ, когда престарелый и уже не вполне адекватно воспринимающий реальность Митрополит Виталий (Устинов) под влиянием разных заинтересованных и часто нечистоплотных лиц издавал совершенно противоречивые указы, на основании которых возникло несколько конкурирующих и даже враждующих юрисдикций, считающих себя единственными «каноническими» его правопреемниками.

- Создаётся впечатление, что Вы относитесь к личности Патриарха Филарета с большим уважением. Почему же тогда Вы сами покинули Киевский патриархат?

- Если говорить кратко, я покинул УПЦ КП потому, что эта юрисдикция начала активно превращаться в эрзац РПЦ МП, а не в достойную, выстраданную Церковь украинского народа. Хотел бы ошибиться, но именно таким я вижу современное состояние Киевского патриархата.

Мой бывший духовный отец, ныне митрополит Белгородский и Обоянский, постоянный член Священного Синода УПЦ КП и Экзарх Всероссийский Иоасаф (Шибаев), двадцать лет тому назад так говорил про причины своего выхода из Московского патриархата: «Моя совесть христианина и пастыря не позволяет мне по многим причинам находиться в составе Московской патриархии. Долгое время я не находил ответы на мучившие меня вопросы бытия Церкви - расхождение учения Церкви с её реальной жизнью, процветание в лоне Церкви лжи, подхалимства, взяточничества, кумовства, лицемерия, стремление любой ценой к материальным благам, полное безразличие к духовным нуждам паствы». Эти же признаки, за небольшим исключением, я всё более наблюдаю в лоне родного для меня Киевского патриархата… Почему их не видит или на них не реагирует теперь тот же митрополит Иоасаф - не знаю. Я это вижу, но что-либо изменить там к лучшему я не имел и не имею возможности.

Меня чрезвычайно беспокоит какое-то церковное и просто человеческое одичание, ставшее присущим многим клирикам УПЦ КП, которые считают себя «солью земли», то есть настоящими патриотами-строителями Украинской Поместной Церкви, а на самом деле бесчестят её своими взглядами, словами и поступками.

Вот свежий пример. Недавно в “Фейсбуке” я обратил внимание на неправильный текст тропаря Всем украинским святым (бездарный перевод церковнославянского тропаря Всем святым, в земле Российской просиявшим), а также на ненадлежащую, исторически безосновательную и литургически бессмысленную дату празднования памяти Всех украинских святых во Вторую неделю по Пятидесятнице. И что же я услышал в ответ? «Дядько моцковский, ты чего в чужой монастырь со своим уставом лезешь?» и «Уже пора собирать чемоданы на Расею»… Просто хамство и полное нежелание над чем-либо размышлять, что-либо узнавать, проверять или исправлять… Но ведь страницу этого священника читает немало клириков УПЦ КП, и никого из них то, о чём я говорил, не тронуло! Что же происходит с духовенством УПЦ КП? Немало встречается дикарей и невежд, которые «компенсируют» эти качества кичливостью и нахальством. Быть частью такого клира я не могу и не хочу.

Беседовала Ксения Дорошенко,
для "Портала-Credo.Ru"

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования