Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода», клирик УАПЦ(о) священник ЯКОВ КРОТОВ: «Николай II - святой страстотерпец, но это не говорит о праведности его жизни»


«Портал-Credo.Ru»: У «православной общественности» в России новый объект священной борьбы – еще даже не вышедший на экраны фильм «Матильда». Считаете ли Вы, что он действительно может оскорбить чувства верующих?

Священник Яков Кротов: Свобода слова должна быть абсолютной. В этом смысле никакая цензура недопустима. Помимо этого, претензии к фильму носят еще и совершенно черносотенный, вздорный характер, который бы не понравился самому Николаю Второму.

С другой стороны, культ Николая Второго, который потихоньку пытаются насаждать сверху, тоже носит спорный характер. Преувеличивают его самопожертвование, а ведь отрекшегося императора не хотели принимать даже свои за границей.

То, что Николай Второй был святой страстотерпец, не говорит о том, что он отличался праведностью жизни и мудростью в правлении. Он причислен к лику святых только за свою смерть, как и его дети. А все грехи, которые были у него в жизни, все равно остаются грехами. Никто его жизнь не считает какой-то кристально чистой. 

- Насколько корректна интерпретация его образа Алексеем Учителем?

- Я прямо скажу: я не поклонник творчества Учителя. Предыдущие его фильмы я всегда смотрел с трудом, и они мне казались скучноватыми. Но, конечно, человек имеет полное право снимать любые картины на свой вкус.

- Является ли, с Вашей точки зрения, император Николай Второй святым мучеником?

- Мученичество – абсолютно, оно всегда стопроцентно. Все мученики, которые погибают под бомбежками российских бомб в Сирии или в Украине, тоже страстотерпцы. Но то, что Николай Второй, как, впрочем, и германский император, и австрийский император, сыграл довольно мрачную роль в истории Европы ХХ века, это несомненно. Все они до последнего сопротивлялись реформам и тем самым навлекли на свои головы бунт и путч.

Поэтому причисление Николая Второго к лику святых носило сомнительный характер, была большая полемика, и я тогда возражал, говоря: вот, его причисляют «за компанию», с другими Новомучениками, но в результате именно его будут почитать в первую очередь как Царя, а сотни тысяч невинно погибших от большевиков или белогвардейцев будут забыты. Так и вышло. Значит, из христианского почитания это превращается в языческое почитание власти, мощи, то есть в разновидность идолопоклонства в христианской упаковке.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"