Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Доцент НИУ Высшая школа экономики религиовед БОРИС КНОРРЕ: “Событие 2016 года – встреча Патриарха и Папы; надеюсь, это когда-нибудь произойдет и в России”


«Портал-Credo.Ru»: Какие наиболее важные события в религиозной жизни России в 2016 году Вы могли бы отметить?

Борис Кнорре: Считаю, что самое важное, еще не осознанное по своему значению, событие уходящего года – встреча Патриарха РПЦ МП с Папой. Я думаю, что значение этого события по-настоящему еще раскроется в будущем. Предстоятель Русской Церкви встречается с Римским понтификом впервые, то есть это событие, которое относится не только к году, но и тысячелетию, так как более чем за 1000 лет существования Русской Церкви такого события не было. Первоиерархи Русской Церкви (будь то Патриархи или Питрополиты) никогда ранее не встречались с Римскими понтификами.

Очень надеюсь, что когда-нибудь такая встреча произойдет и в России, что милленаристам, концентрирующимся на ожидании Конца Света и привыкшим усматривать в жизни прежде всего проявления «сил зла», не удастся этой встрече помешать.

Конечно же, очень важным событием года стал и Всеправославный собор, прошедший на Крите в июне. Это событие ознаменовало собой возможность новой консолидации православного мира, пусть даже не все члены этого мира сознают такую возможность. В контексте постсекулярных процессов, элементов того, что называется «Clash of Civilizations» и индигенизации культур в хантингтоновском смысле, такая консолидация на самом деле очень важна для православия. Если православие обретет по-новому целостность на межцерковном уровне, то тем меньше будет опасности размывания православных традиций в условиях глобализации.

К сожалению, «зилоты-фундаменталисты» совершенно не поняли значения этого собора, а в силу клишированного мышления, по ошибке, стали соотносить его (еще до его созыва) со Вторым Ватиканским собором, что оказалось абсурдом. Документы Всеправославного собора были направлены на актуализацию и некоторую новую институционализацию православных традиций в условиях глобализации, а не наоборот. Если бы фундаменталисты это понимали, то гораздо спокойней бы относились к гаванской встрече лидеров православного и католического мира.

Применительно к жизни российского православия знаменательным и, возможно, реперным событием оказалось появление автобиографического описания опыта жизни в женском монастыре - «Исповеди бывшей послушницы» Марии Кикоть, а также ряда откровенных рассказов о своем церковном опыте многих других православных верующих. Сегодняшний разговор об опыте монастырской жизни – это в каком-то смысле возобновление дискуссии о воцерковлении, проходившей в 2008-10 гг., частично в 2011 г., проходившей с участием части духовенства, что, однако, не одобрило церковное начальство, в результате чего эта дискуссия оказалась заглушена, но не отменена. Сегодня мы видим, что проблемы и нарывы, вызревающие в церковной среде, за отсутствием критического осмысления превращаются в реальные нарывы. И чем дольше эти проблемы искусственно замалчивать – тем болезненнее потом будет исправление их последствий.

- Войдет ли уходящий год в историю какими-то важными событиями в деле борьбы за религиозную свободу и веротерпимость? Были ли какие-то достижения или поражения на этом фронте?

- Сегодня мы видим, что при административном одобрении российского государства допускается лишь один тренд – ограничение религиозной свободы при высказываемых опасениях относительно глобальных угроз.  Излишне упоминать печально известный «Пакет Яровой», против которого выступили все искренние верующие.

Я не исключаю, что в каких-то случаях ограничения могут быть оправданы, но процесс не должен быть односторонним. Нельзя только ограничивать и запрещать, нужно разбираться и признавать социальную пользу от малоизвестных религиозных движений, если они способствуют самораскрытию личностного потенциала своих членов, и предоставлять им развиваться, а не наоборот. 

Если говорить о тех социальных рисках, которые сопряжены с деятельностью религиозных движений, так называемых «сект», то и здесь не все однозначно. Ведь они позволяют обществу в каких-то случаях формировать критическое мышление, вырабатывать своего рода «вакцину» против манипуляторства и форм казуистики. Если мы хотим оградить общество от всех вообще опасностей и рисков самоорганизации, то такое общество долго будет оставаться в инфантильном состоянии и упустит время для своего взросления.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования