Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор сайта «Религиополис» МИХАИЛ СИТНИКОВ: «Основное явление религиозной жизни России уходящего года - неконституционные «законы Яровой»»


«Портал-Credo.Ru»: Какие наиболее важные события в религиозной жизни России в 2016 году Вы могли бы отметить?

Михаил Ситников: Наверное, словосочетание «важные события в религиозной жизни» к концу нынешнего, 2016 года, я бы для себя чуть скорректировал. Потому что в собственно религиозной жизни важных из них ровно столько, сколько в стране верующих душ, и для каждой важность своих событий своя. Но вот что касается появления в минувшем году серьезных факторов, которые влияют на жизнь религиозных организаций, а через них и на многих других людей, это дело иное.

Поэтому, первое здесь, конечно, не какие-то протокольные встречи или декларации высокопоставленных епископов, вроде состоявшейся в аэропорту Гаваны, а проведение в законодательство неконституционных «поправок Яровой». После этого началось массированное выдавливание из России неугодных Московскому патриархату религиозных организаций, и методы, которые стали при этом использоваться государственными служащими – вооруженные налеты на организации, подлоги, демонстративно игнорирующие закон судебные решения, - стали окончательно откровенны. Система открыто заявила, что никакой закон, кроме ее цели, ей не указ, а попытки верующих людей искать справедливости, пусть и не возбраняются, но зависят только от воли немногих законопослушных чиновников или справедливых судей. Одновременно резко подскочила активность идеологического наступления РПЦ МП на все сферы светского пространства. Понятно, что и первое, и второе входит в общий внутриполитический тренд, где главной целью может быть насаждение «ментального», так сказать, единообразия в народных массах. Особой разницы между тем, что это когда-то был «коммунизм», а теперь «православие» или «духовные скрепы», к настоящему времени мало кому удается находить.

Впрочем, люди – основная масса населения - прозревать начали еще в 2015 году. Но в 2016-м, который теперь заканчивается, реакции населения изменились. Если раньше это была растерянность, попытка не видеть очевидного, так как оно, ну, слишком бессовестно, то теперь растерянность зримо превращается в неприятие, в сарказм, рождает ропот, который канализировать никуда уже не удается. К чему это ведет, известно. Но спусковым механизмом этого уже необратимого процесса в немалой мере стал как раз «проект Яровой».

Второе, это появление и заметный рост интереса широкой общественности к тому, что же происходит с различными религиозными сообществами. При этом, если те из них, что подвергаются системной дискриминации – это, как правило, религиозные меньшинства, - вызывают сочувствие и становятся все более известными людям, то наиболее крупные или, как их именуют, «традиционные», получают в свой адрес все больше вопросов по существу. Такие вопросы обращены к руководству или иерархии религиозных организаций и становятся все более нелицеприятными. Отвечать на них нечем и некому, так как скрыть что-либо в сегодняшних условиях становится практически невозможно. В этом плане можно напомнить о недавней замечательной, можно сказать знаковой, оговорке одного из аппаратных иерархов РПЦ МП митрополита Варсонофия, который сообщил на епархиальном собрании Санкт-Петербургской епархии текущего года, что «упадок нравственности, разные глупости и недостатки – все становится достоянием Интернета. И всякий человек может приписать нам мнимые или действительные пороки».

Можно перечислить еще много повлиявших на религию факторов, порожденных, как мне кажется, какой-то «эпидемией безумия», но это было бы надолго. Но стоило бы напомнить об одной уже прижившейся в народе приговорке насчет того, что нынешнему клерикальному концерну удалось то, что никак не смогли сделать за 74 года советской власти предыдущие безбожники – изуродовать человеческую религиозность.

- Войдет ли уходящий год в историю какими-то важными событиями в деле борьбы за религиозную свободу и веротерпимость? Были ли какие-то достижения или поражения на этом фронте?

- Думаю, что нынешний год какими-то особыми событиями в этом отношении все же не был отмечен. То есть годом реализации каких-то созидательных идей он не стал. Скорее, это был год их вызревания. Что, например, заметно даже по результатам Всеправославного собора на Крите с продолжением пережевывания актуальных вопросов в православном мире или по скандальной истории с судебной ликвидацией Саентологической церкви Москвы. Можно ли первое или второе назвать «достижениями» или «поражением»? Мне кажется, что нет. В первом случае «гора родила мышь», так как по действительно актуальным моментам решений не принималось, а во втором – «пиррова победа» православных антикультистов, так как рост численности последователей одной из самых заметных НРД остановить уже не удастся. Причем в последнем случае основным стимулом и ко вниманию, и к симпатиям людей к саентологии стала именно их демонстративная дискриминация.

Это, конечно, вовсе не значит, что «кто-то там наверху» вдруг сообразит, что их усилия дают обратный эффект. Давление на религию внутри России, я думаю, будет продолжаться и нарастать. Но приносить собственно религиям разные результаты. Если верующие гонимых сообществ все равно никуда не пропадут, а опыт существования религиозных людей «в подполье» имеет более чем тысячелетнюю историю, то религиозные структуры, которые переформатировались в идеолого-политические или «духовно-коммерческие», «всего лишь» отойдут от Бога, заведомо лишаясь тех, кто действительно находится в духовном поиске.

- Какие события в Вашей конфессии или общине в уходящем году Вы считаете наиболее значительными?

- Сложный вопрос... Будучи по крещению православным христианином, я не вижу сегодня никаких оснований ощущать свою принадлежность к «ныне господствующей конфессии» - то есть, административно-клерикальной структуре, в кадрах которой я не работаю, в пропагандистских кампаниях или авантюрах которой участия не принимаю. «Общиной» воспринимаю наиболее близких, независимо от расстояния, людей. И наиболее значительным в жизни такой «общины» считаю остающийся пока каким-то чудесным образом у немалого количества людей иммунитет от безумия.

- Что Вы ждете от наступающего 2017 года?

- Этот вопрос всегда воспринимал как формальный. Но, если откровенно, то с какого-то времени я давно уже не жду ничего - ни от наступающего года, ни от месяца или дня. Если же говорить о том, на что надеюсь в отношении перспектив изменения религиозной ситуации здесь, то, наверное, лишь на Него...

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования