Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Профессор, зав. кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Свято-Тихоновского гуманитарного института КОНСТАНТИН АНТОНОВ: «Атеист может внести значимый вклад в развитие любой дисциплины теологического цикла»


«Портал-Credo.Ru»: Относится ли теология к научным дисциплинам? Если да, то почему?

Константин Антонов: Ответить на это вопрос невозможно, если не различить несколько смыслов слова «теология», которые обычно в современных дискуссиях смешиваются. «Теологией» называется и вероучение некоторой конфессии; и личные богословские представления отдельных верующих людей (подобно тому, как мы говорим, что у каждого человека есть своя философия); и особого рода мышление, которое по-своему ставит и решает предельные вопросы человеческого существования, но делает это иначе, чем философия, в перспективе таких понятий как Бог, Церковь, откровение; и, наконец, комплекс дисциплин, осуществляющих исторический и логический анализ всего перечисленного. Именно и только о «теологии» в последнем смысле идет речь, когда говорят о ее научности.

И Церковь, и общество заинтересованы в том, чтобы эти дисциплины опирались на факты и тексты, интерпретировали их по тем правилам, по которым это делают такие науки как история, филология, социология и другие, получая проверяемое, подлинно научное знание. Никаких разумных причин отрицать их научность я не вижу.

- Существует ли «водораздел» между теологией и религиоведением?

- Водораздел существует, но, как и в случае любых смежных дисциплин, он не является непроницаемой границей. Теология всегда ориентирована на конкретную Церковь и на понимание того, во что должны верить и как должны действовать ее члены. Религиоведение ориентировано на изучение религии вообще, отдельных религий как представителей некоторого класса явлений, и на то, во что верят и как действуют религиозные люди в реальности. Мне кажется, что эти два вида знания хорошо дополняют друг друга, но при этом они должны друг с другом считаться.

- Играет ли роль в теологических изысканиях личный мировоззренческий выбор субъекта этих изысканий?

- Мировоззренческий выбор ученого играет роль в теологии как и в любой гуманитарной науке. Его результатом является конфликт интерпретаций, который создает проблемные ситуации, заставляет ученых искать новое знание и, в общем, является своего рода «мотором» науки. Но при этом невозможно, чтобы этот выбор становился критерием подбора кадров в научном сообществе. Это невозможно и в теологии. Говоря проще — атеист может внести значимый вклад в развитие любой дисциплины теологического цикла, пусть даже он будет занимать позицию радикального отрицания церковной традиции. Если это отрицание само будет методологически корректным, то внутри науки это будет выглядеть как мысленный эксперимент, как вызов церковным ученым, отвечая на который, они смогут получить новое, более точное и обоснованное знание о Церкви.

Беседовал Михаил Ситников,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования