Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Координатор Полевого правозащитного центра в Крыму АЛЕКСАНДРА КРЫЛЕНКОВА: «Мусульманам в Крыму сложно, потому что российское законодательство жестче украинского»


«Портал-Credo.Ru»: Как сейчас обстоят дела с общинами УПЦ КП в Крыму? Они полностью ликвидированы или еще что-то остается?

Александра Крыленкова: Там было много церквей и много приходов. К сожалению, большая часть священников вынуждена была выехать под давлением. Против них проводились разные акции, в том числе и с применением насилия, с участием казаков.

Сейчас в Симферополе работает единственная церковь, в которой служит владыка Климент, глава местной епархии УПЦ КП. У них все время пытаются отобрать помещение, то есть у них тоже постоянные какие-то проблемы.

Есть еще пара священников, которые не уехали, но они практически не служат. В этом смысле, конечно, ситуация очень печальная. На праздники в симферопольской церкви всегда много народа, судя по всему, они приходят из разных мест, потому что это остался единственный открытый храм.

- Как Вы думаете, эта церковь продержится при российской власти?

- Я думаю, что продержится. Потому что у нас с советских времен, для того, чтобы показать, что что-то существует, оставляют, например, один татарский театр, одну украинскую музыкальную группу и т.п. Вторая уже не нужна, но одна должна быть. И то же самое с церковью. Мы сдержанно оптимистичны.

- А как с греко-католиками в Крыму дела обстоят? Они таким же подвергаются притеснениям, как Киевский патриархат?

- Нет, у греко-католиков сложности были в том, что у них было много служителей-иностранцев — много монахинь и священников с гражданством Польши или других стран. Сегодня в Крыму имеют право законно находиться те люди, у которых было российское либо украинское гражданство. Если у человека этого не было, то законно оказаться в Крыму было невозможно. А потому что они иностранцы, им даже приехать в Крым сложно. В общем, так или иначе все иностранные священнослужители оттуда выехали.

- Как это статистически выражается?

- В отличие от УПЦ КП, они не потеряли приходов, они не потеряли прихожан, они просто потеряли некоторое количество священников, которые частично заменились украинскими священниками, которые приехали из Украины. То есть у них просто стало меньше священнослужителей. Греко-католикам удалось заново зарегистрироваться, то есть внешне они ничего не потеряли, кроме иностранных священнослужителей и богатства возможностей для проповеди, потому что понятно, что в другой стране это уже совсем иначе.

- Как с мусульманами там обстоят дела? Есть ли какие-то группы, которые полностью ликвидированы?

- С мусульманами все сильно сложнее, чем с христианами, потому что законодательство РФ намного жестче в отношении мусульман, нежели законы Украины. Существует Духовное управление мусульман Крыма, которое признано, и в общении с которым можно исповедовать ислам.

- Это то же самое ДУМ, которое во времена Украины существовало?

- Оно отчасти сменилось, а отчасти осталось прежним, но в целом — да, то же. Но дело в том, что в Крыму большое количество движений мусульманских, а также независимых мечетей и групп. У них большие сложности.

Я не говорю о том, что в России «Хизб ут-Тахрир», которая в Украине была разрешена, признана террористической организацией. Поэтому очень много было беженцев, которые уехали по этой причине из России и жили в Крыму. Они создавали там объединения, но с приходом России они просто оказались вне закона.

То же самое касается и мусульманской литературы, многое из которой внесено в списки экстремистской литературы в РФ. Например, некоторые переводы Корана, то есть религиозные, а не политические вещи. И это тоже оказалось большим ударом, потому что люди привыкли читать и молиться по этим книгам, а им вдруг заявили, что они экстремистские.

И в связи с тем, что там так много течений, многие из которых признаны экстремистскими в РФ или запрещены вовсе, из-за этого постоянное давление. Это постоянные обыски в мечетях, обыски у людей.

- А обыски в любых мечетях проходят или только в независимых?

- В любых, потому что они хотят знать, что там происходит. Постоянное наблюдение за мечетями, то есть вокруг мечетей всегда находятся какие-нибудь сотрудники правоохранительных органов. Конечно, в независимых мечетях гораздо больше давления, тем не менее в классических ДУМовских мечетях то же самое — то проверки, то обыски, то еще что-то. Правоохранители в Крым приехали из России. И они не знаю местных реалий. И все это очень жестко в обычной российской манере контролируют.

- Сколько, по Вашим сведениям, крымских мусульман лишены свободы или подверглись репрессиям за свои религиозные убеждения?

- Именно за религиозные убеждения?.. Сегодня в терроризме были обвинены очередные 3 человека, а перед этим было 8, то есть сегодня уже 11.

Беседовал Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования