Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Православный публицист, литературный критик БОРИС КОЛЫМАГИН: «В результате деятельности Энтео и подобных ему для искусства закрывается освоение тематики библейских образов»


«Портал-Credo.Ru»: Последнюю неделю российская культурная общественность обсуждает погром, устроенный в московском Манеже «православными актикистами» небезызвестного Энтео? Как бы Вы могли прокомментировать эту ситуацию? Почему власти на это реагируют вполне спокойно?

Борис Колымагин: Почему спокойно реагируют власти — это вполне понятно, потому что Церковь все ближе и ближе идет в объятия властям, а власти поддерживают своим бездействием такого рода поведение такого рода “активистов”.

Я думаю, что ситуация тут постмодернистская, потому что это все какой-то цирк на самом деле. Если говорить о зле, которое, допустим, причинил Русской Церкви Дворкин по духу нетерпимости, который он внес, — такого шума не было. А это такая публичная акция, такой щелчок. Мне кажется, что Цорионова можно было наказать один раз крупным штрафом. И все его акции прекратятся, потому что он позорит действительно нашу Церковь. Мне очень стыдно, что все это происходит именно в РПЦ МП.

- Какие перспективы у таких акций? Они будут продолжаться? Власть будет попустительствовать?

- Нет, я думаю, что либо это будет гласно пресечено, то есть будет наложен штраф и все такое, либо просто будет дана тихая команда, чтобы этого товарища больше не спонсировали и не благословляли.

Потому что на этом нужно остановиться, ведь одно дело действительно, когда это современное искусство, которое построено на эпатаже... Другое дело Сидур — это классика уже. И никакого там эпатажа, конечно, нет. Это просто замечательное такое модернистское искусство. Если возникают претензии, что он головы Христа и Богородицы изображает, так он также изображает и ветеранов войны — это такая пластика у него своя. Это мы уже вторгаемся в область классики. Следующий этап — это Ге, Крамской, Репин. Тоже можно придираться.

Поэтому, конечно, это надо останавливать и лучше это сделать публично. Не надо его сажать, просто «по рукам щелкнуть» — назначить штраф в 100 тысяч, но чтобы реально из своего кармана заплатил, а не из церковной кружки, потому что это просто некрасиво и неправильно, а главное, что это пагубно и для Церкви, и для искусства, потому что для искусства таким образом закрывается освоение тематики библейских образов, а общество теперь смотрит на нас как на мракобесов. Конечно, я думаю, что голоса должны зазвучать самые сильные.

- Самое любопытное, что в 60-е годы, когда создавались эти скульптуры, из обвиняли в пропаганде поповщины.

- Сидур изображал Сабгира, а у меня есть о нем статья, что он осваивал тему псалмов в это самое время. Тоже там много стеба, какого-то хихиканья, но это никакое не глумление, это действительно способ средствами современного искусства сказать о чем-то важном. Мне жалко, люди шли к этому через какие-то озарения. И так просто все это взять и зачеркнуть. Меня это удивило и возмутило. И мне жалко, что о. Всеволод Чаплин стал его аккуратненько прикрывать. Не надо его прикрывать. Его нужно останавливать.

Я понимаю, для чего им нужен Царионов. Для создания информационной войны, чтобы о нем говорили, а не о каких-то важных вопросах в Церкви.

- Отвлечение внимания?

- Да, я тоже так думаю. Потому что в Церкви действительно есть живые силы. Например, сейчас «Преображенское содружество» празднует свое 25-летие. Там и детьми занимаются, да и искусством тоже занимаются, кстати, иконы пишут, выставки проводят. Но никто же об обществе не слышит и его не замечает. И у всех создается впечатление, что Церковь — это цорионовы и иже с ними. А все эти тысячи людей, которые делают детские лагеря, выставки по ГУЛАГу, по современной иконописи, о них не слышат. Деятельность Цорионова — это темный двойник Церкви, вот что это такое на самом деле. И Свято-Тихоновский институт тоже...

- Как Вы оцениваете указ президента об уничтожении санкционных продуктов? Грех ли это?

- Я не очень на этом зацикливаюсь, но, конечно, продукты неправильно уничтожать. Но в церковном смысле там греха нет. В Библии об этом ничего не сказано. Сказано, что нужно оставлять десятую часть для бедных, для нуждающихся. Если государство мало чего дает, то хотя бы пускай дает продукты малоимущим.

Беседовал Владимир Ойвин,
“Портал-Credo.Ru”

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования