Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы “С христианской точки зрения” Радио “Свобода”, клирик УАПЦ(о) священник ЯКОВ КРОТОВ: ««Ночные волки» показывают, что православие в современной России – признак принадлежности к власти»


«Портал-Credo.Ru»: Как Вы воспринимаете клуб байкеров «Ночные волки», которые вдруг активно взялись «проповедовать православие»?

Священник Яков Кротов: Мне кажется, что это просто часть современной русской цивилизации в узком смысле слова. Православие становится обязательной частью всего, что хочет доминировать в культуре. Как накаченные мышцы и дорогие автомобили православие — это признак власти или близости к власти, принадлежности к власти. Вот они так себя и маркируют, притом, насколько я понимаю, там православия меньше даже, чем в Кремле, где его совсем нет.

- Как может быть меньше, чем нет совсем?

- Христос — это полнота, Его не может быть больше или меньше, а Антихрист — это бесконечно малая величина, он бесконечно уменьшается. Зло все время уменьшается, и предела этому нет. И это, собственно, и есть ад, некая воронка бездонная.

Поэтому православие, как и любую другую религию, можно пародировать до бесконечности. Потому что в Кремле, по крайней мере, не ездят топлес с хоругвями, а «Ночные волки», как я понимаю, это практикуют.

В храме Христа Спасителя, который посередине между Кремлем и «Ночными волками» в псевдоправославности, внизу сдают в аренду Зал церковных Соборов, в котором сейчас проводят конференции по паразитам, то есть совсем уже что-то такое сельскохозяйственное. Такое ощущение, что ты побывал в кинофильме «Кавказская пленница». И три главных ее героя — это и есть современная православие. «Волки» в этой культуре выполняют роль Моргунова. Путин в роли Никулина, а Патриарх Кирилл — это Вицин.

- Откуда корни этого явления? Почему столь важную духовно-патриотическую миссию исполняют именно байкеры?

- Я думаю, что это характерно для русской послепетровской культуры, потому что это все-таки часть вестернизации. Самокат — это ёзападное изобретение, а тем более когда речь идет о таких дорогих мотоциклах — это только американское, наши даже не пытались ничего подобного производить. Здесь символ именно американского идеала, как мы его себе представляем. Для большинства американцев «Харлей Дэвидсон» — это, конечно, совершенно не идеал. И демонстрация того, что американский идеал на самом деле лучше всего реализуется в России. В каком-то смысле это верно: что такое американские байкеры супротив «Ночных волков»? Но что такое американский байкер? На самом деле, довольно миролюбивое и тихое существо, неагрессивное, романтика дороги. Это скорей ближе к нашему КСП.

А у нас это все деформировалось и превратилось просто в легкий вариант какого-то моторизованного военного подразделения. Это, безусловно, не штатские люди, это как бы передовые застрельщики будущего, говоря старо-советским языком.

Поэтому их визит в Берлин, на который Европа большого внимания не обратила и правильно сделала, у нас это символически был подан так, что «мы опять взяли Берлин». Как в детских играх - кто дотронулся до назначенного столба, тот и выиграл. Вот они сами себе назначают, сами дотрагиваются, сами себе говорят, что «мы выиграли». Все это было бы очень смешно, если бы это не было во время продолжающейся войны. И это часть того милитаристского угара, который создал эти войны и готовит новые.

- То, есть, с Вашей точки зрения, это часть общего милитаристского угара?

- Да, в каждой епархии, в каждом почти городе, а в Москве — в каждом районе есть кружки православной самообороны, православные кадеты и так далее.

- Какие Вы видите перспективы их взаимодействия с властью?

- Они любимые игрушки диктатора. Сменится диктатор рано или поздно, скорее всего следующий выберет какие-то другие игрушки.

Ведь для Путина, как ни странно, Запад остается идеалом. Он этот идеал хочет перестроить в России на свой манер и сделать лучше, чем на Западе, но идеал для него — это все-таки Голландия, а не Китай. Другое дело, что Петр, утраивая Голландию в Невском заливе, создал совсем не Амстердам, а очень даже Петербург.

Потому что размер имеет значение: канал шириной в 5 метров и канал шириной в 15 метров — это разные явления духовно и материально. Но идеалы все там. И комплекс неполноценности отсюда. И поэтому он наступает на Запад, а не на Китай. Не потому что боится — с Китаем он бы точно так же рвал куски, если бы хотел.

Это люди прозападные. В этом-то вся специфика России, даже в школьном курсе завоевание Сибири и Средней Азии рассматривается очень мимолетно, хотя именно они заложили основу могущества России, а расширение империи на Запад рассматриваются очень подробно как статусные, важные, хотя это, скорее, были расходные какие-то завоевания. Наши богатства мы брали из Сибири и Средней Азии, а тратили их на завоевания Запада. И так оно остается и по сей день.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования