Автор «протестных» песен, российский актер, художник, лидер движения «Зеленая волна» МИХАИЛ НОВИЦКИЙ: «Церковь работает у нас как телевизор, подзабыла о своих же заповедях. Это беспокоит»
"Портал-Credo.Ru": Большинство Ваших песен посвящено какому-то пороку нынешней системы или какому-то призыву к гражданскому действию. Одним из пороков системы, с моей точки зрения, является клерикализация — слишком активное участие Церкви в деятельности государства, обслуживание Московской патриархией интересов власть имущих. Есть ли у Вас песня, в которой можно найти «религиозную составляющую»?
Михаил Новицкий: Есть - «Цыганочка». Цыганочка — это такая форма, на которую сначала Владимир Семенович Высоцкий написал песню, потом Шевчук написал. Я написал свою «Цыганочку» и там есть такие строки:
Церковь свет, там цвет элит,
Воры с палачами,
Шобла в камеры глядит,
Но стоит со свечами.
Им Высоцкий и Шевчук
Вроде анекдота.
Что, поешь? Да нет, кричу.
Покричи, чего там.
Эх раз, еще раз
Поп на мерсе всех потряс.
То хвосты, а то копыта
Вылезают из-под ряс.
Да, с духовностью все плохо. Но зато, я думаю, что в Церкви, как и во всем обществе, выкристаллизовываются те люди, которые действительно чего-то стоят. Я думаю, что они скоро тоже пойдут по этапу, как это было раньше.
- Некоторые уже и пошли.
- Да. Значит время такое — кристаллизация.
- Вы видите в современной России какой-нибудь духовный авторитет? Человека, которого Вы могли бы представить своим духовником, например?
- До недавнего времени да, был такой человек.
- Назвать Вы не можете?
- Нет, я не могу. Что-то я сейчас призадумался о нем, поэтому не скажу, о ком идет речь. Говорят: не создай себе кумира или идола. А у меня такой был.
- А как Вы воспринимали творчество «Pussy Riot»? Близка ли Вам их акция в храме Христа Спасителя?
- Я не очень знаю их творчество.
- Эту акцию Вы, наверняка, знаете.
- Эту акцию – да. Но по ней нельзя судить о группе. Кстати, меня ведь тоже толком не знают. Я ведь тоже не такой, что мое творчество является только творчеством протеста. У меня полный спектр. Есть песни о любви, о природе, о погоде, о жизни.
- Это было бы открытием для публики.
- На самом деле, в «ЮТубе» наберите «Михаил Новицкий» — Вам будет открытие.
- Сколько ни набираю — только протестные песни.
- Значит, эти востребованы. Просто я бы сказал, что это дело вкуса.
Меня в истории с «Pussy Riot» больше всего волнует общество, а не сами «Pussy Riot». Меня даже в одном интервью сразу по горячим следам спросили: «Ты бы мог поступить как «Pussy Riot»?» Я без глупости ляпнул: «Да». А потом думаю, что девки-то дуры. Вошли, действительно, как в чужой дом, стали ноги задирать, что-то там показывать — такая фотография есть некрасивая. Я не одобряю их поступок. Но и жесткость, с которой общество обошлось с ними, не одобряю втройне. Не знаю, где та мера, с которой мы могли бы бороться с Церковью, — не как с верой, а как с организацией.
Мне кажется, что выставка у себя дома — это имеет место быть. А входить в чужой дом — это неправильно. Даже если в этом доме поп где-то тут же свою прихожанку оприходывает, грубо говоря. Я такие вещи слышу, но не вижу.
Главное, что Церковь Московской патриархии работает у нас как телевизор, что Церковь немножко подзабыла о своих же заповедях. Это беспокоит.
А «Pussy Riot» молодые — перебесятся. Может быть, что-то толковое придумают, может быть, я буду на их концерты ходить, фанатеть, может быть, я с ними что-нибудь общее сделаю когда-нибудь.
- Вы не считаете, что такое культурное или духовное явление как юродство в каком-то смысле объединяет творчество «Pussy Riot» и Ваши произведения?
- Я спокойно отношусь к моим протестным песням. Я четко знаю, где я крашу забор, где я рисую плакат, где я делаю или пытаюсь сделать шедевр, даже, может быть, непонятый.
Если мой плакат понят и воспринят, «пошел» — его даже по центральному телевидению в других странах показывают — все равно это плакат. И я отношусь к нему как к плакату. А есть песни, которые писались не за 5 минут, а за 5 лет. Есть картина, которую писал 9 месяцев, есть картина, которую сделал за 4 часа, есть рисунок-набросок, который за минуту сделал.
Насчет юродства-неюродства. Не следует сильно заноситься. Я вообще отношусь к любому художнику как к инструменту. Что-то витает в обществе: от Бога, от общества, от атмосферы. И вдруг этот инструмент находит форму, выражение или даже чуть-чуть впереди идет. Какой-то свыше сигнал. Он просто умеет петь или рисовать, умеет подбирать слова. Он что-то умеет.
Как в муравейнике: одного сделали, чтобы пожары тушить, другого сделали для того, чтобы защищать муравейник, третьего для того, чтобы нянчить куколок, четвертого вообще для того, чтобы только тупо рожать.
Художник — это такой муравей из муравейника, который занимается тем, что что-то выражает.
- Вам не обидно, что Ваши песни остаются уделом довольно узкой части общества – оппозиции?
- «На мою свободу слов льют козлы свободу лжи», — Шевчук написал. Обидно или не обидно, но такова расстановка сил.
В 80-х годах, если иметь в виду времена Высоцкого (Олимпиада, то-се), страна жила в таком же неведении.
- Но Высоцкий тогда лился из каждого окна.
- Каждое время предлагает свои технические условия. Тогда появился магнитофон, и человек мог написать песню, и если она чего-то стоила, то она завтра облетала полмира на магнитофонных пленках.
Сегодня человечество имеет Интернет. Ты сегодня спел на улице песню, пока дошел до дома, кто-то ее уже выложил, и у тебя 20 тысяч лайков. Ты проснулся — 400 тысяч лайков, а через недельку — уже миллион. Так что все в порядке.