Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: "Разделение Русской Церкви стало результатом трагедии русского народа"


Портал–Credo.Ru: Отец Владимир, как Вы могли бы оценить результаты визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ(Л)) во главе с Митрополитом Лавром (Шкурлой) и итоги его переговоров с Патриархом? На этих переговорах практически решен принципиальный вопрос о возможности воссоединения двух ветвей русского православия…

Протоиерей Владимир Воробьев: То, что мне известно, внушает надежду на то, что церковный народ действительно хочет восстановить единство, евхаристическое общение. Это очень радостно, потому что разделение стало результатом трагедии русского народа – революции и гражданской войны. Разделение усугубилось в результате политического давления советской власти.

При советской власти все русские люди, которые находились за границей, заочно представлялись врагами, если они не подчинялись московским властям. Сегодня все по-другому. Так что можно надеяться, что совершится, наконец, восстановление единства Церкви, столь вожделенное для православного русского народа.

– Одним из принципиальных обвинений, которые предъявляла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) Московской патриархии (МП) была "Декларация" митрополита Сергия (Страгородского), который впоследствии стал Патриархом. "Зарубежники" требовали от МП покаяния в сотрудничестве с безбожной властью. Такого покаяния до сих пор не произошло. Более того, в день, когда делегация РПЦЗ(Л) во главе с Митрополитом Лавром присутствовала на Бутовском полигоне НКВД, где было замучено и расстреляно очень много и клириков, и простых православных мирян, Патриарх Алексий II очень благосклонно говорил о позиции Патриарха Сергия. В тот же день на панихиде в Богоявленском соборе по Патриарху Сергию Алексий II еще более подчеркнул огромное значение этой личности. Так что никаких даже намеков на осуждение позиции Патриарха Сергия в сегодняшней позиции МП не присутствует. Как Вы можете прокомментировать такую, мягко говоря, непоследовательность в действиях РПЦЗ(Л)?

– Вопрос не столь простой, как кажется. Дело тут не в политической акции. Я был на Бутовском полигоне во время Богослужения. Там в своем слове Патриарх Алексий сказал, что панихида в память новомучеников, убиенных на Бутовском полигоне, совпала с 60-летием со дня кончины Патриарха Сергия.

– При этом он подчеркнул, что перед Русской Православной Церковью было два пути: тот путь, которым пошел Патриарх Сергий, и тот, которым пошли его противники – и оба имели право на существование. Патриарх говорил на эту тему гораздо более подробно, чем просто упомянул о совпадении.

– Все это было сказано спокойно, мягко. Никакого осуждения пути, которым шла Зарубежная Церковь, не содержалось. Что касается панихиды на могиле Патриарха Сергия, то вполне естественно отслужить панихиду в соборе, где он служил много лет и где он похоронен. Панихида не означает оценки правильности церковной политики Патриарха Сергия.

В начале своего патриаршества Святейший Патриарх Алексий II в печати высказал свое суждение о том, что декларация митрополита Сергия была написана в тюрьме, поэтому нечего удивляться ее содержанию. На него оказывалось сильное давление, и он не мог быть искренним. Да и написана она была, конечно, не самим митрополитом Сергием, а сотрудником НКВД Тучковым – это исторический факт, сомневаться в этом нельзя. Митрополит Сергий ее только отредактировал.

Главный вопрос в том, перешел ли Патриарх Сергий допустимую меру компромиссов в тот период, смог ли соблюсти то, что было необходимо сохранить? Представление о допустимой мере компромисса может быть разным. Естественно, что у людей, живших на Западе, которые не пережили на собственном опыте периода гонения на Церковь, сами не прошли через тюрьмы и лагеря, не испытывали того страха, что испытали те поколения, – конечно, у них представление о мере допустимости компромисса может быть другим, чем у тех, кто пережил все это здесь. Начать сейчас судить и рядить – где можно идти на компромисс, а где нельзя, и осуждать любого, кто пошел на него, легко. Это подход не очень конструктивный. Все будут руководствоваться личными симпатиями и антипатиями.

Есть другая система оценок. То, что делал митрополит Сергий, – было это его личным компромиссом или его заставляли. Или другой вопрос: нанес ли он объективный вред Церкви? Если это так было, то с его поступками можно и не согласиться. Материалов, чтобы рассудить об этом объективно, было немного, в основном – разные впечатления, воспоминания.

В последнее время положение стало проясняться. Документальные сведения, которые получены теперь из закрытых прежде архивов, совершенно ясно свидетельствуют о том, что митрополит Сергий вел компромиссную политику, что он под давлением обстоятельств совершал поступки, неправомерные с канонической точки зрения. Например, запрещал в служении своих противников, которые были арестованы, находились в лагерях, тюрьмах и ссылках.

Он, например, запретил в служении митрополита Кирилла (Смирнова). То, что эти поступки неправомерны, наша Церковь признала, канонизировав этих запрещенных в служении епископов. Митрополит Кирилл признан святым мучеником, так же как и многие другие запрещенные митрополитом Сергием епископы, а Патриарха Сергия святым Церковь не признала. Вот это и есть акт восстановления истины, не словесное признание только, а действенное.

Зарубежный Синод раньше требовал покаяния. Какого покаяния? За что покаяния? Что, нужно, чтобы Патриарх Алексий II каялся за Патриарха Сергия? Патриарх Алексий II не делал того, что делал митрополит Сергий. Он канонизировал мучеников! Какое покаяние и от кого можно требовать?

Что, нынешнее поколение должно покаяться в грехах своих предшественников? В истории Церкви было очень много таких эпох, когда совершались расколы, бывали разные предательства – нам теперь за все 2000 лет каяться за всех, кто что-то неправильно делал? За что наша Русская Православная Церковь должна приносить покаяние? За то, что она проливала свою кровь? Почему мы должны каяться за митрополита Сергия, если мы не делали того, что он делал? Мы канонизировали мучеников, признали святость их подвига, а каяться нам нужно в своих грехах, если мы их совершаем.

– Как Вы видите судьбу приходов Русской Зарубежной Церкви на территории России? И не только приходов – есть целые епархии, у которых есть епископы.

– Создание параллельных епархий и приходов в России было большой ошибкой Синода РПЦЗ. Сегодня они это сами признают публично. В тот момент не было причин для их создания. Как все может сложиться – я не знаю, но думаю, что на территории России нет оснований создавать разные юрисдикции.

– Есть еще одна проблема. В свое время МП дала автокефалию Православной Церкви в Америке (ПЦА), которая формально независима. Какова будет судьба этой Церкви? В Москве даже есть ее представительство. ПЦА должна будет потерять свою автокефалию или сохранит ее?

– Я думаю, что она останется Американской Православной Церковью в том виде, в каком существует сейчас.

– Вы не видите здесь проблемы? Тогда получится, что на территории Америки опять будут две русских православных структуры.

– На территории Америки уже сейчас есть три русские православные структуры, если Американскую автокефальную Церковь православную считать русской – это, вообще-то, натяжка. Будут две. Там вообще 15 или даже больше православных юрисдикций, что является с канонической точки зрения абсурдом. Тем не менее, так исторически сложилось. Дополнительные сложности не сильно ухудшат положение.

– Вы можете предположить, как быстро может произойти процесс юридического объединения двух "ветвей" РПЦ?

– Я не могу этого сказать. Есть разные позиции, тенденции, есть положительные и отрицательные моменты. Это вне моей компетенции.

- А Вы не предвидите каких-то новых расколов уже внутри самой Русской Зарубежной Церкви?

– Раскол уже произошел.

– Я имею в виду РПЦЗ(Л) на Западе. Да и в России найдется достаточное количество приходов, которые не одобрят объединение.

– Что значит "достаточное количество приходов"? Их в России, если я не ошибаюсь, меньше 40. В Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП) сейчас 12 000 приходов. Из этих 40 приходов 20 или 15 не захотят объединяться. Ну, что ж делать?! Это плата за ошибку.

– Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии находится сейчас Ваш Православный Свято-Тихоновский богословский институт, о Ваших учебных, научных и издательских планах, о современном бытии Вашего института.

– Наш Институт развивается, хотя и с трудностями, связанными с тем, что у нас нет пока своих помещений.

– Московская патриархия вас не финансирует?

– Патриархия не имеет достаточно средств для этого, но все же в ряде случаев оказывала нам посильную помощь.

– В каком направлении происходит расширение деятельности Института? Какие-то филиалы Вы организуете или новые курсы вводите?

– Происходит структурное, количественное, и качественное развитие. Открываются новые факультеты – например, факультет дополнительного образования.

– Какова его цель?

– Чтобы люди, уже имеющие высшее гуманитарное образование, могли получить второе – богословское - за более короткое время.

– И сколько времени длится обучение на таком факультете?

– Два года.

– Сколько у вас сейчас студентов в Москве?

– Примерно 1 600 слушателей, включая дополнительное отделение. И более 2 000 заочных. Так что всего – около 4 000 человек.

– А есть очные отделения за пределами Москвы?

– Есть представительства во многих городах. Самая дальняя точка – Камчатка. Наши представительства имеются во многих городах России и даже в странах СНГ – например, в Казахстане.

– А в дальнем зарубежье?

– Есть и оттуда студенты-очники.

– В Вашем институте строго конфессиональный подход к подбору слушателей? Или допускается обучение инославных студентов. Например, в Академию адвентистов седьмого дня в поселке Заокский Тульской области принимают к обучению христиан всех деноминаций. А как у Вас обстоят дела в этом смысле?

– В отношении инославных у нас вопрос решается каждый раз индивидуально. Если студент интересуется православием и хочет его изучать, то мы можем принять его. Но в основном у нас учатся, конечно, православные.

– На каком уровне находится современное богословие?

– У нас в институте готовится к изданию первый том нового учебника по догматическому богословию.

– Это учебник. А какие-то серьезные исследования ведутся?

– Ведутся постоянно. В качестве примера могу назвать отца Олега Давыденкова – он и его ученики занимаются христологией.

– Развивается ли в Вашем институте такое направление, как апологетика? Считается, что сегодня РПЦ МП уступает в проповеднической деятельности западным Церквам – протестантским, харизматическим. Она не ведет активной проповеднической деятельности. В некоторых случаях это можно назвать миссионерской деятельностью. В Вашем институте что-то делается в этом направлении?

– Апологетикой мы занимаемся, у нас есть даже кафедра Научной апологетики, а в ответ на Ваше замечание мне хочется привести такую аналогию – почему человек, который только что вышел из больницы после тяжелой болезни, не участвует в соревнованиях? Вполне естественно, что Русская Православная Церковь после самых страшных гонений, которые были за всю историю христианства – они продолжались на протяжении более 70 лет – не располагает такими большими возможностей, как Церкви Запада. У нас были разрушены все школы, нам пришлось и приходится сейчас ремонтировать разрушенные храмы и монастыри. Сейчас в Русской Православной Церкви Московского патриархата 12 000 храмов. Считая Украину, Белоруссию и Казахстан – 20 000, а было более 50 000. Сколько лет мы уже строим – и не имеем даже половины того, что было. У Церкви сегодня нет нужных денег. Но преподаватели и студенты нашего Института совершают много миссионерских поездок ежегодно.

Беседовал Владимир Ойвин,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования