Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Предстоятель Централизованной религиозной организации Истинно-Православная Церковь Митрополит РАФАИЛ (Мотовилов): "Никакой «смены курса» в нашей Церкви не произошло"


«Портал-Credo.Ru»: Решения последнего Архиерейского Собора Вашей Церкви, состоявшегося 19 сентября, привлекли внимание церковной общественности и даже вызвали определенные споры. В начале Собор рассмотрел участие одного из иерархов Вашей Церкви в создании так называемой Казачьей Поместной Церкви. Почему это участие сочли неуместным и что вообще Вы думаете о Казачьей Церкви?

Митрополит Рафаил: На самом деле, это не такой уж новый вопрос для нас. Несколько лет назад наш Архиерейский Собор уже рассматривал его и принял все необходимые решения.

Мы считаем, что казачество не является отдельной национальностью, а тем более – страной, поэтому и создавать особую Поместную Церковь для казачества нет нужды. Все-таки казачество – это сословие, служение – особое, почетное, уважаемое, - но не отдельная национальность. Мы вряд ли стали бы поддерживать того, кто захотел бы создать, например, Военную Поместную Церковь или, скажем, Крестьянскую. То есть в таких идеях больше политики и каких-то частных интересов, чем духовности, церковности. А канонами тут вообще не пахнет.

Но в этой связи не стоит думать, что духовное окормление казачества не является важным для нашей Церкви. Оно очень важно, даже приоритетно для нас. И митрополит Стефан (Линицкий) – старейший иерарх нашей Церкви – сам происходит из казачества, давно имеет благословение на окормление своего сословия. Возможно, он не вполне разобрался в канонических вопросах такого окормления, но, слава Богу, у нас Церковь Соборная, поэтому какие-то недоумения одного иерарха всегда может исправить соборный разум многих иерархов, собравшихся вместе. Так и произошло на нашем Соборе. Митрополит Стефан не будет учреждать некую Казачью Церковь, а выступит на Церковном Соборе казаков, где изложит позицию нашей Церкви – как вероисповедную, так и организационную. С вероисповедной точки зрения, мы призываем казаков быть истинно-православными христианами, не прельщаться экуменическим лжеправославием. А с канонической точки зрения, мы предлагаем их церковным общинам объединиться в особую епархию, которая станет полноправной частью нашей Церкви. Как и у всякой епархии, у нее будет определенная внутренняя самостоятельность, позволяющая казакам развивать свои церковные традиции, поддерживать свой особый церковный уклад. Но строго в границах Истинно-Православной Церкви, не создавая новых Церквей и не изобретая «третий путь» между Истинным Православием и сергианским экуменизмом. Потому что, вообще-то, такого «третьего пути» и быть не может: либо свет, либо тьма.

- Изменились ли Ваши планы относительно сближения с Архиерейским совещанием РПАЦ, возглавляемым епископом Петроградским и Гдовским Григорием (Лурье)? Из протокола Собора некоторые люди сделали вывод, что изменились…

- Нет, не изменились нисколько. Если у нас одинаковое Исповедание веры (кстати, составленное не без участия епископа Григория и его помощников), если мы принадлежим к одному Истинному Православию, то как же мы можем не сближаться? Я Вам больше скажу: уклоняться от общения или придумывать какие-то искусственные препоны для него, если есть единство в вере, - непростительный грех, на храни хулы на Духа Святаго.

У участников Архиерейского Собора действительно возникли вопросы: а почему РПАЦ имеет два административных центра? Если епископ Григорий – православный и каноничный, и Митрополит Феодор Суздальский – тоже православный и каноничный, то почему они друг друга не признают, и должна ли наша Церковь принимать чью-то сторону в этом их споре. Вопросы вполне законные и обоснованные. Но, к сожалению, сначала в Интернете был размещен предварительный вариант протокола нашего Собора, который не совсем точно передает соборное решение относительно этих вопросов. Мы не ставим условием для общения с епископом Григорием его переход в подчинение Суздальскому Синоду РПАЦ. Кто кому подчиняется и какие в РПАЦ существуют административные центры – внутреннее дело этой Церкви. Мы же не создаем с ними общего Синода, каждая Церковь остается самостоятельной, сохраняет свою административную структуру, сама должна решать свои внутренние проблемы. Наш Собор предложил епископу Григорию представить подробное и ясное объяснение, как возникло в РПАЦ Архиерейское совещание и почему оно не подчиняется Архиерейскому Синоду. Большинство наших епископов не следило достаточно внимательно за событиями в РПАЦ в 2005-07 годах, которые привели к появлению там двух административных центров. Да и воды уже много с тех пор утекло, ситуация в Церкви и мире сильно изменилась, понять разные детали тех событий сейчас сложно. Епископ Григорий обещал нам представить такое разъяснение, которое рассмотрит наш Синод в ноябре. После этого, надеюсь, все вопросы будут сняты, и препятствий для общения не возникнет.

- Как бы в связке с этим вопросом идет другое решение Собора – о возможности общения с РПЦЗ Митрополита Агафангела…

- Опять же, если правильно цитировать решение Собора, то в этом пункте идет речь не о каноническом общении – совместных богослужениях, причастии от единой Чаши, - а на данном этапе лишь о желательности диалога. Двусмысленное выражение «общение» в этой связи заменено в окончательном варианте протокола на «диалог». 

Дело в том, что раньше РПЦЗ(А) считалась носительницей «киприанитского» учения – то есть такого полуэкуменизма, по которому в Истинной Церкви могут находиться одновременно и православные, и еретики-экуменисты. Это было для нас совершенно неприемлемо. В марте нынешнего года РПЦЗ(А) подписала Исповедание Веры, составленное совместно греками-старостильниками – «хризостомовцами» и «киприанитами», которые начали отказываться от своего «киприанизма». Мы это расценили как большой шаг РПЦЗ(А) в сторону полного вероисповедного единства с нашей Церковью. Наверное, надо в этом направлении пройти еще какие-то шаги, в том числе с нашей стороны, но правильная, положительная динамика уже есть. Мы, как искренние истинно-православные христиане, не можем этого не приветствовать и – более того – на это движение не откликнуться.

Конечно, нам никто не предлагал канонического общения с РПЦЗ(А) уже сейчас, как некоторые иронизируют в Интернете. Но мы очень хотели бы надеяться и молиться о таком общении в будущем. Мы вообще на каждой Литургии молимся «о соединении всех» - в вере, в любви, у единой Чаши Христовой. И если нынешнее Исповедание Веры РПЦЗ(А) приближает нас к этой цели, то почему мы не должны приветствовать такое Исповедание и высказать пожелание диалога? Конечно, для начала такого диалога должны быть выслушаны и учтены все условия, которые выдвинет РПЦЗ(А). На уровне отдельных епископов ведь у нас давно были контакты с этой Церковью, надо это просто развить на новой почве.

Так что любителей сенсаций хочу успокоить: никакой «смены курса» в нашей Церкви не произошло, мы дружим с теми, с кем и раньше дружили, и продолжаем идти к тем же целям, к которым и раньше шли. То есть ко спасению через исповедание неповрежденной православной веры и совместное таинственное общение в Теле Христовом.

Беседовал Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования