Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Доктор философских наук, религиовед, мирянин УПЦ МП ЮРИЙ ЧЕРНОМОРЕЦ: «Если бы ни позиция Церквей, у нас бы реально была бы гражданская война – так взаимно были озлоблены все»


"Портал-Credo.Ru": Справедливо ли мнение, что за три месяца киевский Майдан "выдохся" и продолжается только "по инерции" - без такого духовного подъема и возвышенных целей, которые были присущи ему в ноябре-декабре?

Юрий Черноморец: Сам Майдан – это революция достоинства. Власть поступала очень грубо, давление на все слои общества возрастало – экономическое, политическое, а никаких механизмов выпустить пар не предлагалось. И когда пружину сильно сжали, она распускается.

Что касается реально ситуации на Майдане, то она такая как всегда: на площади и улицах некоторое количество людей, но это не показывает силы протеста. Даже количество людей на воскресных народных Вече – не показатель. Важно, что при любой попытке уничтожить Майдан готовы выйти миллионы. И это - заметьте – при малом авторитете самих лидеров протестов.

Поскольку мы имеем дело с механизмом "пружины", с революцией людей, которые отстаивают свое право просто иметь прямую спину и жить свободно, в правовом обществе, то и раньше не было особо большого духовного подъема, и сейчас я его не вижу. Все очень напряженно, и люди молятся Богу на Майдане – насколько я наблюдаю довольно часто – не потому, что у них духовный подъем, а потому, что больше надеяться не на что. Эти люди как Иов взывают к Богу и надеются на Его ответ, на Его помощь. Вот такие особенности религиозной феноменологии Майдана.

- Правда ли, что ситуация на Майдане "вышла из-под контроля", что там заправляют "правые радикалы", на которых религиозные деятели, "окормлящие" Майдан, не оказывают особого влияния?

- Тут была совершена ошибка государством. Оно потребовало, чтобы УГКЦ убралась с Майдана, в ответ УГКЦ минимизировала свое присутствие – прекратились литургии на основной сцене, и стало значительно меньше священников. Это тут же дало возможность разгуляться стихии народного протеста - и результатом стали события 19 января на Грушевского.

На самом деле социальная терапия, осуществляемая Церквями, была уникальной, и она давала шансы на мирное решение проблем. Тем более что Церкви не только сдерживали протесты, не только молились за мир, но и принуждали к миру как власть, так и оппозицию. Корректно, но твердо, каждая из авторитетных религиозных организаций делала все, что могла, в отношении принуждения к миру и национальному консенсусу. Я бы сказал, что тут УПЦ МП больше уговаривала власть, а УГКЦ и УПЦ КП очень уговаривали оппозицию. Если бы не позиция Церквей, у нас бы реально была бы гражданская война – так взаимно были озлоблены все.

Но, слава Богу, шансы на мирное решение конфликта есть. И консенсус необходим между разными частями украинского общества, а не конкретно между политиками с такими-то фамилиями. Потому что даже если этих политиков поубирать из страны – например, оппозицию или, например, власть, - то ведь все равно останутся две разные части Украины. Это именно все украинские силы, два берега Днепра, если условно сказать. И между ними консенсус возможен, если сделать цивилизационный шаг вперед – к правовому государству, к защите прав человека и солидарности. Эти три принципа и предложили УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ еще в своем обращении 1 декабря 2011 года, и они актуальны для Украины и сегодня.

- На нашем Портале появились неожиданные интерпретации знаменитого поступка трех монахов Десятинного монастыря в Киеве, которые с крестным ходом вошли в "нейтральную зону" между "Беркутом" и активистами Майдана на улице Грушевского в самые напряженные минуты противостояния и, как считается, тем самым предотвратили кровавую развязку. Вы не согласны с тем, что они просто прикрывали перегруппировку "Беркута" и отвлекали майдановцев?

- Я в тот день приехал на Грушевского после обеда и простоял там до ночи, пока совсем не замерз. По своим знакомствам я знал обстановку и там, и там. Милиция не нуждалась ни в каком прикрытии. У них было достаточно резервов, чтобы разметать баррикады на Грушевского. У протестующих радикалов, наоборот, был численный перевес над той милицией, которую они видели перед собой, – в три раза. Но этого недостаточно чтобы штурмовать. Кроме того, радикалы не учитывали, что за милицией дальше был Кабмин, где были резервы, и еще несколько таких же зданий. Протестующие не имели шансов на успех.

Когда священники вышли утром – радикалы их благодарили. Но вечером опять начали штурмовать, обходя со стороны стадиона "Динамо", там начало парка, и они там начали бросать "молотова" в милицию. На моих глазах чуть не убили одного из монахов – они пытались там сделать второй пикет, стать с хоругвями.

Вообще это была тяжелая ситуация, и оставалось только молиться. Когда мы все там молились – и просто батюшки, и русофилы, и украинофилы, – мы были едины в прошении о чуде от Господа, о вразумлении всех и вся. Ну, а когда "Беркут" начал наступать и священники пытались этому препятствовать – беркутовцы отогнали их снежками и льдинами, хорошо, что не гранатами. Если священники замечали, что ими кто-то пытается прикрыться, то тут же отходили, чтобы этого не было.

Все – граждане Украины, все имеют право жить и не быть убитыми. Это единственная правда. Все остальное – спекуляции и выдумки.

Некоторые начинают говорить, что это монахи из монастыря, обласканного властью, но не учитывают, что эти три монаха ушли в то утро без благословения, самовольно. И вообще никто никого не принуждал. Только после убийств на улицах попросили обе стороны, что если священники становятся снова и снова на нейтральной полосе – а это возобновлялось три раза на самом деле за те дни, – то чтобы не было мирян и чтобы священники были монахами. В основном эта просьба выполнялась.

- Несколько дней назад в "Зеркале недели" появилась статья Екатерины Щеткиной, которая утверждает, что УПЦ МП остается единственной Церковью Украины, поддерживающей Януковича. Согласны ли Вы с такой интерпретацией позиции УПЦ МП?

- Да УПЦ МП не делает ни из кого в политической сфере ни ангела, ни дьявола. Но, опять-таки, схожая позиция и у протестантов. УПЦ КП и УГКЦ тоже стараются не делать резких заявлений, поскольку лучше самая худшая украинская власть, чем гражданская война.

Замечу, что позиция открытости к Януковичу у УПЦ МП ничем не куплена с его стороны – УПЦ МП так и не увидела ни особого отношения к Православию, ни преодоления наследия атеистического режима в отношении к УПЦ МП. Имущество не возвращено, налоги не отменены, дипломы духовных вузов не признаны, и можно бесконечно продолжать. Потому все спекуляции, что УПЦ МП на стороне Януковича, потому что ей хорошо живется, – только спекуляции.

УПЦ МП добровольно имеет конструктивные отношения с властью, ценя "плюсы" и терпя "минусы". Остальные религиозные конфессии с пониманием относятся к этой ситуации. Ну и я, как религиовед, думаю, что если бы УПЦ МП разорвала диалог с властью, то это имело бы только негативные последствия. В некоторые дни УПЦ МП оставалась последним каналом, по которому голос общества вообще и призыв к миру в частности, достигал умов и сердец представителей власти.

- Каков механизм влияния духовных лиц на настроения рядовых участников Майдана и правда ли, что лучше всего этим механизмом владеют греко-католические священники?

- День начинается с молитвы со сцены, которую проводят священники УГКЦ, УПЦ КП, УАПЦ. Так же день заканчивается. И на протяжении дня 3 раза есть время молитвы. Религиозный традиционализм важен идейно, потому что это тот момент, который примиряет либеральную часть Майдана и националистическую. Первый за индивидуализм, вторые – против. И так далее. Религиозный момент такой в Украине, что и те, и другие находят оправдание своим идеалам в доктрине Церквей, в их традиции. Попытки греко-католиков "перетянуть одеяло", заставив весь Майдан молится Розарием, успеха не имели. Потому баланс стихийно устанавливается.

Заметно присутствие УГКЦ, УПЦ КП, протестантов. Католики и священники УПЦ МП не афишируют своего участия, только когда стояли на нейтральной полосе, тогда выходили из тени все. Поскольку во время революции 2004 года рядом с Киевсоветом УПЦ МП поставила свою часовню, а в эту революцию такого шага не было сделано, то это заметно. Некоторые революционеры не понимают такой позиции, впадают в истерику, начинают лгать про то, что в Лавре ночуют сторонники Виктора Януковича, про то что УПЦ МП вся "антимайданная". Это – неправда. УПЦ МП больше всех сражается за мир, и даже предложила и посредничество между властью и оппозицией, и выступить гарантами договоренностей, хотя другие Церкви боялись таких предложений довольно долго – притотальном недоверии политиков друг ко другу давать такие предложения – это риск, большой риск. УПЦ МП сочувствует всем, но чтобы иметь свободу быть связующим звеном ради мира в Украине, пресекает крайние формы поддержки противоборствующих сторон.

Заметьте – службы УПЦ МП на Майдане не было, хотя такие просьбы отслужить на Майдане хотя бы молебен, а лучше литургию – постоянны. Но если УПЦ МП не идет на поводу у настроений поддержать протестующих, выйдя за рамки позиции своей, то также и гасит УПЦ МП радикальные формы поддержки "антимайдана". Но, опять-таки, только в том случае, если грубо нарушены нормы церковного дискурса с амвона. Было сделано замечание отцу Андрею Ткачеву о недопустимости не его личной позиции – она допустима, - но его стиля высказываний с проклятиями: тут он стилистически перешел границы и церковной культуры, и человеческой. Он, слава Богу, признал, что перегнул палку, и, не изменяя своей позиции, то же самое говорит корректно. Священник, который причащал "Беркут", ничего страшного не сделал, только ругался как пьяный сапожник. Замечу, что резко ему ответил самый большой русофил в Киеве владыка Иона. Это показательно для меня. Также и после детского молебна за мир: чем более русская семья, тем более резко дети говорили именно об ответственности власти, о необходимости где-то уступить протестующим. А если дети были из семей украинских – то призывали к ответственности всех. Это – интереснейший феномен, что чуткий камертон есть в детях из более фундаменталистских и русских семей, и это срабатывает.

Кстати, детский молебен, когда тысяча детей стала на колени рядом с митрополитом Антонием, – это было важнее всего в эти три месяца. Это была Церковь, вымаливающая чудо мира для всех в Украине, и Бог слышал эти молитвы. Если бы еще политики реализовывали те возможности, которые Бог посылал в ответ на эти молитвы! Также важно, что обращение Синода РПЦ МП в конце декабря было конструктивным, тоже благословляло все усилия борьбы за мир. Это поддержало УПЦ МП в нашей непростой ситуации.

- Какую бы "духовную программу" могли предложить Майдану лично Вы? Каков вообще Вам прогноз дальнейшего развития событий в Украине?

- Национальная идея, приемлемая для всех, а не только для Майдана, уже давно сформулирована не мной, а тремя основными церквями Украины. 1 декабря 2011 года УПЦ МП, УГКЦ и УПЦ КП, критически оценив пройденный за годы независимости путь, предложили три принципа, на которых надо строить Украину. Во-первых, правовое государство, что вытекает из принципа уважения и Божьего закона, данного через совесть и через Откровение. Во-вторых, уважение достоинства каждого как богообразного существа. То есть защита прав человека, но без злоупотреблений, уничтожающих достоинство человека. В-третьих – солидарность. Поступайте так, как Вы хотели бы, чтобы поступали с Вами, с Вашими детьми, внуками. Это простейший христианский фундамент для Украины, приемлемый для ее культуры. С одной стороны, мы слишком индивидуалисты, чтобы нам помог коллективизм. С другой стороны, мы еще не заражены постмодернизмом, и в обществе нет неприятия христианских идей. Этим церкви пытаются воспользоваться – для блага самого же общества.

Дальнейшие события тяжело предсказать. Можно лишь сказать, что Церкви были правы, когда предупреждали власть: народ слишком устал, времени мало, действуйте быстрее в нахождении компромисса. Народ у нас мирный, но решительный. Его трудно останавливать даже Церквям.

Также Церкви были правы, когда настаивали на нахождении компромисса внутри страны. Чем больше на нас смотрят как на арену геополитического соперничества, тем больше шансов на гражданскую войну.

Что бы ни было дальше, могу сказать только одно: украинские Церкви достойно несли бремя своей ответственности эти три месяца и могут сыграть конструктивную роль и в дальнейшей истории Украины.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования