Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко АЛЛА БОЙКО: "Церкви Украины заработали огромный авторитет на Майдане, а значит, и во всем обществе"


"Портал-Credo.Ru": Каково влияние на нынешнюю ситуацию в Украине религиозных организаций?

Алла Бойко: Я очень рада, что влияние религиозных организаций на современные процессы в Украине значительно возросло. Церкви Украины заработали огромный авторитет на Майдане, а значит, и во всем обществе. Как у Анны Ахматовой: "Я там была с моим народом, где мой народ, к несчастью, был!"

Дело в том, что наши священники не просто выступают с заявлениями или декларациями. Духовенство разных конфессий стоит на морозе рядом с людьми, помогают, чем могут: молитвой, утешением, добрым словом. Работают, по сути, психологами.

Люди на Майдане глубоко страдают. И не только от холода или постоянной, ежеминутной опасности. Представьте себе психологию верующего или считающего себя верующим нормального человека — учителя, бухгалтера, IT-шника, какого-то офисного работника. Он выходит из теплой квартиры, уходит от привычной жизни и живет, по сути, на площади, пусть и на центральной площади Киева, живет в палатке в мороз, греется у бочки с огнем, как в средневековье, каждый час поет гимн Украины, спит в Доме профсоюзов на полу вместе с сотнями других людей. И этот нормальный, обычный человек готов бросать коктейли Молотова, булыжники в "Беркут", забирает щиты у милиции, отбивается от "титушек" - хулиганов. И, конечно же, у людей психика иногда сдает, и священники выступают именно психологами.

Но не это главное. Главное то, что духовенство действительно, в буквальном смысле, несет Слово Божие. То есть не красивые слова о Боге, не пустые фразы, а действительно Божие Слово несут людям. И, по сути дела, народ восстал потому, что те, которые называют себя властью, попирали Божии заповеди: не убий, не кради, не пожелай жены ближнего, не пожелай имущества ближнего и так далее. Люди встали в данном случае за заповеди Бога.

Ведь очень символично, что юноши и девушки, которых избивал "Беркут" 30 ноября прямо на Майдане Незалежности, бежали в Михайловский Златоверхий монастырь. И монахи, а также студенты духовной академии и семинарии вышли, закрыли ворота и не пустили на территорию монастыря представителей власти. Держали оборону! А семинарист, тихий и спокойный юноша, взобрался на колокольню и ночью звонил в колокола. Как в древности – враг у ворот!

И потом несколько недель в храме Михайловского монастыря, а со временем и во многих храмах Киевского патриархата, римо-католиков, греко-католиков, лютеран прямо на полу лежали матрасы и там отдыхали люди. Духовенство приносило еду, но главное, пастыри давали утешение и молитву.

Еще интересно, что у нас сейчас на Майдане легко встретить и православного священника Киевского патриархата, Московского патриархата, УГКЦ, представителей ислама, там же стоят римо-католики, протестанты. На Майдане функционирует экуменическая палатка. И любой может туда прийти, причаститься, исповедаться. К сожалению, наши священники там даже отпевали людей, которые пали жертвами власти, до которой не докричаться – не достучаться.

Возможно, благодаря духовенству на Майдане и майданах по всей Украине протесты проходят относительно цивилизованно: никто не бьет витрины и окна, не поджигает административные здания, нет других, очень неприятных эксцессов. Но когда нападают на демонстрантов и активистов – тогда, конечно, получают отпор. Как ни неприятно, но действует закон "око за око…".

- Была такая информация, что решающую роль в предотвращении расстрела демонстрантов сыграло молитвенное стояние монахов Московского патриархата...

- Я не знаю этого. Они молились на Майдане, было такое, да. Среди представителей УПЦ МП очень много смелых и порядочных людей, которые готовы служить Богу, а не кесарю. И знают, что должны быть с паствой в горе и радости. Пока, к сожалению, горя у нас больше.

- Как Вы прокомментируете отказ Патриарха Филарета (Денисенко) получить орден от Януковича?

- Как можно получать деньги или орден из рук, которые обагрены кровью? Причем в первый раз это была кровь студентов (30 ноября), потом это была кровь трех человек, убитых на Майдане. И в минуты всенародной беды принимать орден и праздновать день рождения как-то "не комильфо". Кстати, Патриарх Филарет не стал праздновать юбилей и принимать подарки, решил, что не время.

Почему бы представителям власти не совершить богоугодный поступок – не покаяться за причиненное зло, не принять участие в отпевании жертв, не разделить горе части народа? Тогда и отношение к ним было бы другое.

- Насколько справедливы сведения о том, что на Майдане доминируют греко-католики и националистически настроенные силы?

- Характерный вопрос! Интересно, что определенная Церковь воспринимается как символ протеста. Кстати, символами протеста стали также флаг Украины, герб, гимн. И даже церковь и религия.

Греко-католики есть, конечно, на Майдане. Но и православных много, и татар, которые далеко не греко-католики, и римо-католики также присутствуют.

Я бы не сказала, что доминируют. Вот в информационном пространстве доминируют, да. И со сцены Майдана выступают и глубоко уважаемый мною мудрец Любомир Гузар, и его верный ученик Святослав (Шевчук), и многие другие. Они же являются инициаторами всеконфессиональных молитв за Украину. Заметьте, не за греко-католиков или даже не за тех, кто стоит на Майдане или сочувствует им, а за всю Украину.

Это какая-то неправдивая информация, что на Майдане люди из западных областей. Там есть палатки и жителей Днепропетровска, и жителей Херсона, но, конечно, больше всего там киевлян. Это революция белых воротничков, это революция офисных работников где-то отчасти — это революция киевлян.

А о националистических силах на Майдане. Да, конечно, они именно там. Но почему-то, когда русский любит Россию – это хорошо, француз восторгается милой Францией – прекрасно, испанец готов пролить кровь за свою родину – ах, какой молодец! А если украинец любит Украину, хочет говорить на родной мове и молиться по-украински, то сразу же делается вывод: националист! Но национализм и шовинизм – это не одно и то же. И люди, которые каждый час на Майдане поют гимн, действительно, готовы отстаивать нацию.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования