Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Президент Гильдии экспертов по религии и праву РОМАН ЛУНКИН: «Кампания Кураева – результат того, что в РПЦ МП не было десоветизации и люстрации духовенства»


"Портал-Credo.Ru": Вы не могли бы прокомментировать последние заявления протодиакона Кураева, направленные как будто бы на разоблачение гомосексуалистов в епископате РПЦ МП. Чем объясняется такая его внезапная активность?

Роман Лункин: Протодиакон Андрей Кураев поднял на поверхность те проблемы, которые уже давно обсуждались во внутрицерковном сообществе и стояли перед верующими, перед самой Церковью. И в 90-е, и в 2000-е году уже возникали на региональном уровне такого рода скандалы вокруг епископов и в целом священнослужителей. И эти скандалы даже выливались в прессу. Самый известный скандал произошел в Екатеринбургской епархии с епископом Никоном. Подобные скандалы были и в Томске, и в некоторых других регионах.

Внутрицерковное сообщество вряд ли было как-то удивлено фактами, о которых заявил о. Андрей Кураев, вряд ли это стало открытием для людей, которые знают ситуацию внутри Церкви. Ни для кого не было секретом, что есть какое-то голубое лобби. И по этому поводу даже выходили некоторые книги. В частности, в конце 90-х годов Наталья Бабасян — журналист, которая занималась тогда религиозной тематикой, — издала книгу, в которой был соответствующий сюжет, там были скрыты имена героев, но говорилось именно о голубом лобби внури Церкви. Но почему-то в общероссийском масштабе эта проблема мало кого волновала.

Теперь отец Андрей Кураев по каким-то чисто своим соображениям — и стоит надеется на то, что по соображениям чисто христианским — решил эту тему озвучить, и, как он сам признавался, поводом для этого стала ситуация в Казанской духовной семинарии, куда поехала комиссия из Москвы разбираться с приставаниями руководства семинарии к учащимся. Соответственно, из этого стал раскручиваться клубок этого скандала.

Судя по опыту полевых исследований нашей команды "Энциклопедия религиозной жизни России", в РПЦ МП есть целый ряд таких "болевых точек", которые периодически возникали и в 90-е, и в 2000-е годы. Рано или поздно они должны были вылиться в некую общероссийскую дискуссию вокруг изменений, которые нужны в Церкви или которых общество требует от Церкви. И одной из таких "болевых точек", безусловно, является эта проблема гомосексуализма духовенства, которая существовала с советского времени и является его наследием и, в том числе, следствием влияния спецслужб, то есть КГБ, который соответствующим образом подбирал представителей духовенства в советский период.

- Чтобы их легче было держать под контролем?

- Я не думаю, что это влияло на содержание под контролем. А просто моральный и образовательный уровень духовенства — особенно моральный — не был на первом месте для представителей КГБ, которые формировали кадровый состав духовенства в советское время или, по крайней мере, оказывали на это влияние. Безусловно, это было не тотальное влияние. Но это принесло такие ужасные (в христианством смысле) плоды.

- Каких Вы ожидаете последствий от кампании, начатой о. Андреем?

- О. Андрей действительно — по признаниям как либератов, так и консерваторов — поднял животрепещущую тему, даже если он это делал по каким-то политическим соображениям или из-за личных интересов. Эту тему стоит как-то обсуждать и не стоит дальше замалчивать. Оказалось, как и сам Кураев говорил, что и патриархия готова эту проблему если не исправлять, то прекратить замалчивать, как это было раньше.

Хотя пока что практика назначения епископов и то, о чем Кураев упомянул, что епископ Никон из Екатерибурга, вокруг которого был самый большой скандал в конце 90-х годов, был назначен в Пермскую митрополию, говорит о том, что патриархия молчит и не предпринимает никаких шагов. Но уже сейчас понятно, что патриархия и сам Патриарх Кирилл вынуждены будут прямо или косвенно реагировать на эту кампанию, которая вылилась в общество. Реакция может быть совершенно разной: от каких-то кадровых перестановок до влияния на новые кадровые назначения.

Безусловно, поскольку Церковь — это сложный механизм, то не будет никаких резких шагов. В данном случае я не думаю, что есть некое влиятельное и сплоченное голубое, либо консервативное, либо либеральное, либо еще какое-то лобби — ситуация с различными церковными группами влияния намного более сложна. Но Патриарх Кирилл должен будет как-то отреагировать на эту кампанию. Я думаю, что ближайшие сессии Синода покажут, оказала ли эта волна, поднятая протодиаконом, какое-то влияние на церковное руководство, или же не оказала. И будет интересно проследить, сделаны ли какие-то выводы из этого скандала.

- Чем же это может закончиться для Патриарха Кирилла? Ведь он, как известно, выходец из окружения Никодима (Ротова), который дал свое имя "никодимову греху". Как Патриарху в таком случае действовать, если он из его же окружения?

- Я думаю, действительно, что часть той информации, которая появилась и в блоге о. Андрея Кураева, и в письмах, которые ему пришли, является следствием волны, которая подняла такую грязь со дна. И Кураев, и патриархия должны быть готовы к тому, что обсуждаться действительно будет все. И теперь это будет обсуждаться даже на уровне светской прессы, всего Интернета, что об этом могут все говорить, в том числе и по поводу митрополита Никодима (Ротова).

Хотя мне кажется, что именно эта деталь, которая касается митрополита Никодима, должна быть больше всего неприятна Патриарху Кириллу, который чтит память митрополита Никодима. И никто теперь не может предъявить неопровержимых доказательств того, что Никодим занимался гомосексуализмом. То есть в данном случае это не столь очевидный факт.

Но в связи с поднятой темой поднимаются не только факты, но и многочисленные церковные слухи, сплетни, которые озвучивает и сам о. Андрей Кураев, о которых говорят в Интернете.

Дело в том, что с начала 90-х годов в РПЦ МП не было такого периода десоветизации и люстрации духовенства, который был в Восточной Европе и там довольно долго продолжался. И Русской Церкви Московского патриархата придется постепенно проходить вот эти периоды и общественного обсуждения, и очищения, и избавления от стереотипов, грехов и пороков прошлого.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования