Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода» священник ЯКОВ КРОТОВ: «Я бы сказал, что экуменическое движение на сегодня сдохло»


"Портал-Credo.Ru": Открылась очередная, юбилейная Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей. Что вообще сегодня происходит с понятием "экуменизм" в мире? Насколько оно актуально?

Священник Яков Кротов: Мне кажется, что понятие это существует, а экуменизма уже нет, потому что это движение родилось примерно 100 лет назад — накануне Первой мировой войны — и означало своеобразное перемирие между протестантами разных направлений и католиками в Китае при проповеди христианства, чтобы не смущать китайцев, что христиане между собой враждуют. В общем, это движение всегда копировало движение, плодом которого явилась Лига наций и Организация объединенных наций. То есть вот там, в большом мире объединяются — давайте и мы, верующие, тоже объединимся.

На сегодня, я бы сказал, что это сдохло. То есть, конечно, демократические все эти структуры существуют, но пафоса былого уже нет. Что верующие могут и должны жить в мире, уже ясно без всяких организационных форм, это все благополучно реализуется без указаний и приказов со стороны начальства.

На эти ассамблеи ездят люди не самого приятного толка — это разные религиозные функционеры, у которых свой интерес, которые получают деньги и им нужно эти деньги как-то отрабатывать. В сущности, я бы сказал, что главный конкурент экуменизма — это new age. И многие недобросовестные публицисты выдают new age за экуменизм, называя его суперэкуменизмом, а на практике проблема в другом.

Единицей измерения веры сто лет назад был этнос, народ, государство — Англия, Россия и так далее. А сейчас это частный человек, один. Понятно, что и представление о единстве радикально меняется в зависимости от того, делаем мы акцент на государство или на личность.

- Перенос акцента в религии с организации на личную веру в современном мире характерен только для христианства?

- Я бы сказал, что это все-таки преимущественно характерно для христианства, и это исходит из христианства. Нерв личного сознания — он в Евангелии. Сама суть спасения - в освобождении человека от фантазмов и мифов, что я есть я, поскольку "я" - часть того-то и того-то, и обретение себя в предстоянии перед Богом, в диалоге с Богом и через Бога и в Боге с другими людьми - это как раз действительно и есть нерв проблемы.

И поскольку это потеряло значение, это все очень легко поддается фальшивке. Я бы сказал, что главный конкурент экуменизма — это даже не new age, а интернационал воронья, ну и вранья тоже. Когда римо-католики с легкостью передают Московской патриархии приход в Аргентине, потому что там матрешки сплошные от эмигрантов остались, когда верный папист становится иеромонахом в Троице-Сергиевой лавре, потому что все договорились, что не будем педалировать различия…

Короче говоря, на первое место выходит дисциплина. И человека могут командировать в православие, как командировали солдат Швейка за вином для мессы, и он, исполняя папское послушание, будет православным. Ну и наоборот можно. То есть все это очень кисло и как-то неопрятно, когда речь идет о христианских организациях.

- Акцент на личной вере всегда был один из основных в протестантизме – основе экуменического движения…

- Я позволю себе не согласиться, потому что то, что было в XVI веке, не было акцентом на личной вере. Потому что само понятие личности сформировалось вполне только в XVIII столетии. И если уж кто-то делал акцент на личности, то не Лютер, а Эразм — это довольно существенная разница, притом что Эразм тоже был глубоко верующим христианином. Но был он католиком или протестантом? Пожалуй, что не то и не другое. Или и то, и другое.

И та республика гуманистов, которую создавал Эразм, я думаю, она и есть прообраз настоящего экуменизма, когда единство осуществляется не по конфессиональному признаку, а по признаку человечности. Может быть, за этим все-таки будущее, но не знаю.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Сredo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования