Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Православный публицист, литературный критик БОРИС КОЛЫМАГИН: «Архиепископ Гавриил выдерживал серьезное давление, но отстоял принципы Поместного Собора 1917-18 годов внутри парижской Русской архиепископии»


"Портал-Credo.Ru": В минувшие выходные скончался бывший предстоятель Русской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Гавриил Команский. Не могли бы Вы прокомментировать это событие? Каково его значение для России – ведь архиепископ Гавриил долгое время занимал ведущее место в жизни православной Европы?

Борис Колымагин: Это был замечательный епископ. Он находился в орбите митрополита Антония Сурожского и был образцом епископа, которого хотелось бы видеть у нас в России — человек, доступный абсолютно всем и сделавший много хороших дел. В частности, при нем состоялась канонизация матери Марии (Кузьминой-Караваевой). Когда эта канонизация проходила, то после торжества был предложен чай. И он сам ходил по залу и этот чай наливал.

То есть это человек абсолютно доступный и для разговора, и для решений каких-то. Это образец епископа, который, с одной стороны, демократичен, а, с другой стороны, видит Церковь и отстаивает ее позиции. Потому что ему пришлось многое выдержать, и критики в том числе, и тех, кто хотел архиепископию как-то убрать, сделать ее ручной — он все-таки отстоял ее независимость. Вечная ему память.

- Вы лично были с ним знакомы?

- Я больше знаю о нем от людей, которые приезжали сюда, рассказывали о жизни архиепископии. По этим рассказам можно было понять, что архиепископ Гавриил выдерживает серьезное давление и, тем не менее, отстаивает принципы Поместного Собора 1917-18 годов внутри своей архиепископии. Фактически она одна и осталась обломком русской традиции, где еще живут принципы Поместного Собора 1917-18 годов.

- А кто его сменил на этом посту?

- Насколько я понимаю, этот вопрос будет решаться еще только через несколько дней. Но проблема именно в том и состоит, что он ушел очень неожиданно. И не оставил после себя приемника, не подготовил почву для того, чтобы было преемство. И сейчас греческий митрополит Эммануил стал временным управляющим архиепископией, но кого бы они ни избрали, уже похоже, что идет поглощение греками Русской архиепископии. Это, может быть, будет сейчас красиво оформлено, но реально идет процесс поглощения.

- По праву ли эта архиепископия называется русской?

- Фактически она давно перестала быть русской, потому что в Церковь пришло много людей из стран, где находятся ее приходы, и много эмиграции из Молдовы и Украины. Я был в Париже в мае и видел внутри собора Александра Невского – главного храма архиепископии - доску объявлений, на которой, в основном, украинские и молдавские эмигранты просят помощи в поисках работы.

То есть там ситуация непростая, и, конечно, можно попенять Гавриилу, что нужно было как-то "вырулить" эту ситуацию на возможность диалога не только со Вселенской патриархией, но и с Московской. Он, конечно, молодец, что отстоял ее независимость… Но Москва все-таки далеко, в отличие от Константинополя, и опыт вхождения Зарубежной Церкви в состав Московского патриархата показывает, что если сохраняется независимая структура, то она как-то еще может дальше жить какое-то время в рамках русской традиции.

- С моей точки зрения, вхождение Зарубежной Церкви в РПЦ МП — это скорее отрицательный, чем положительный пример.

- Насколько я понимаю, они в кадровые перемещения не вмешиваются.

- Это до поры до времени.

- То есть на сегодня они какую-то независимость сохраняют. А сохранит ли архиепископия независимость во Вселенском патриархате — боюсь, что уже нет.

- Это такой эпохальный поворот в судьбе архиепископии?

- Да, к сожалению. Что делать — ушло поколение. А новые поколения эмигрантов — это уже другой разговор совсем, куда они относятся, и что с ними будет происходить.

Но все-таки важно для нас, что в архиепископии есть традиция, заложенная о. Сергием Булгаковым. И очень важно, чтобы эта традиция хоть как-то сохранялась. Это традиция свободы — прежде всего внутрицерковной свободы. И о. Николай Афанасьев также разрабатывал тему евхаристической экклезиологии, где каждый приход имеет вселенское измерение через Литургию.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Сredo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования