Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Православный публицист (Православная Церковь в Америке) МАРК СТОКО: «Константинополь не может провести Всеправославный Собор, на котором преобладание русских покончило бы с его монополией навсегда»


"Портал-Credo.Ru": Марк, как Вы думаете, почему не созывается Всеправославный Собор? У Вас еще осталась надежда увидеть в Шамбези "торжество православия"? Все чаще в православном мире говорят, что амбициозность священноначалия Московской патриархии зашкалила за границу разумного...

Марк Стоко: Вопрос проведения будущего Всеправославного Собора заключается в одной большой проблеме, которая, впрочем, может рассматриваться как несколько мелких. Здесь много практических проблем: выбор места, процедура проведения, финансы – не говоря уже о политических, социальных и экуменических соображениях. Все было бы гораздо легче, если бы существовал Император!

До сих пор для проведения Великого Собора существует непреодолимое препятствие, которое представляет собой теоретическую проблему: как примирить символы православной церковной власти с её же реалиями? За 650 лет, с момента падения Константинополя, греческие Церкви, обладающие всеми инструментами церковной власти, перестали наращивать свой потенциал. С другой стороны, Русская Церковь, чей набор инструментов был скромнее, стала наращивать свою энергию. Своего рода равновесие было достигнуто в XVI веке вместе с признанием Константинополем автокефалии Русской Церкви. Но и это состояние становилось все более неустойчивым, по мере того как Оттоманская империя неуклонно угасала, а Россия продолжала расти.

Равновесие было вновь достигнуто и сохранялось на протяжении большей части ХХ века. Произошло это в связи с тем, что Русская Церковь серьезно пострадала от коммунистического режима. Однако, начиная с 1991 года, теоретические проблемы вновь выходят на первый план, так как Константинополь неуклонно продолжает угасать, а Россия неожиданно "духовно возрождается".

- Что Вы скажете о таком ходе как дробление епархий РПЦ МП и размножение епископата путем простого деления для увеличения представительства на Всеправославном Соборе? Что греческий мир сможет противопоставить РПЦ МП, чтобы не потерять главенствующие места в православном мире?

- В настоящее время дихотомия (от греческого διχοτομία: δῐχῆ, "надвое" + τομή, "деление" - раздвоенность; последовательное деление на две части, не связанные между собой) между символами власти и потенциалом является абсолютной и неоспоримой. В порядке диптихов Московский патриархат занимает пятое место, и он не в состоянии что-либо инициировать или внедрить внутрь православного мира самостоятельно, игнорируя греков. Но, несмотря на это, количество всех православных христиан, которые насчитываются в четырех древних греческих патриархатах со всеми их юрисдикциями по всему миру, даже не равно и половине населения города Москвы! И это абсурдная ситуация.

РПЦ МП пытается сделать все, чтобы нарастить свою символическую власть и сделать ее равной по мощи с фактической. А именно, она пытается восстановить себя в качестве государственной Церкви России; морально поощряет социальные связи с Ватиканом; устанавливает экуменические связи со всеми подряд и создает бесчисленное количество приходов и епархий по всему миру, даже на территориях других поместных Церквей.

И все же, как Вы правильно выразились, РПЦ МП не может обойти доминирующую роль Фанара в православном мире.

Пока эта теоретическая проблема не решена – не может быть проведено никаких Соборов. Именно эта проблема и лежит во множестве даже чисто практических условий проведения Собора: в выборе места, состава участников, процедуры проведения и т.д.

Константинополь не может позволить себе провести Собор, на которомпреобладание русских покончило бы с его монополией навсегда. А Россия не хочет Всеправославного Собора, который подтвердит наличие символа власти у Константинополя.

Итак, Великий Собор, о котором все так мечтают, остается мечтой недостижимой.

- Если Всеправославный Собор все же состоится, допустят ли к участию в нем ПЦА? Есть ли вероятность того, что греческий мир признает американскую автокефалию? В обмен на что?

- Это напоминает мне старый экуменический анекдот. "Вопрос: почему архиепископ Кентерберийский стоит за власть церкви? Ответ: потому что в церкви кресло только одно – Святого Петра, и сидит в нем Папа Римский".

Греки не намерены приглашать ПЦА ни на какой Собор. Это уменьшит их символы власти, так как не они дали нам автокефалию, а Москва. До тех пор, пока не будет решена теоретическая проблема, о которой говорилось выше, греки не признают нас. В нас они видят только проблемы. Это как игра с нулевой суммой: вы выигрываете – я теряю, я выигрываю – вы теряете.

Увы, должно произойти чудо, чтобы Великий Собор состоялся, но и тогда Митрополиту Тихону там не сидеть. Он, как и митрополит Карелии и всея Финляндии, как и митрополит Токийский и всея Японии, и как все православные епископы Америки, Западной Европы, Азии и т.д. – будут стоять на улице.

Как 50 лет назад предупреждал святой Иустин (Попович), "Всеправославный собор создаст еще больше проблем, чем решит". Но это уже совсем другой вопрос.

Может ли что-нибудь когда-нибудь измениться? Конечно, это возможно. Но я не очень забочусь о том, какие из современных сыновей Зеведея (Марк, 10:34 и далее) достигнут своей цели. Я не надеюсь на то, что Иисус как-то "изменит вещи" в этом мире. А надежда моя заключается в том, что "Тот, Кто сидит на Престоле, сдержит данное Им Слово: Се творю все новое" (Откр., 21:5).

И этих перемен я жду.

Беседовала Светлана Вайс,

Нью-Йорк,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования