Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Православный публицист, литературный критик БОРИС КОЛЫМАГИН: «Казаки, пришедшие в Сахаровский центр на спектакль о «Pussy Riot», — это элемент игры, которую проводит Церковь»


"Портал-Credo.Ru": Как Вы знаете, спектакль в Музее и Общественном центре имени А.Д. Сахарова в Москве, посвященный нескольким политическим процессам, в том числе делу "Pussy Riot", прервали казаки и ФМС. Как бы Вы это могли оценить?

Борис Колымагин: Можно оценить это как продолжение войны между актуальным искусством и Церковью. К сожалению, в России не очень получается сотрудничество между учреждениями культуры и Церковью, между верующими, интеллигенцией и неверующими. Я думаю, что это большая проблема для нас всех.

Потому что только если мы будем совместно как-то находить общий язык, можно будет говорить, что мы как-то двигаемся и что-то созидаем. В этом смысле показательной была выставка "Двоесловие/Диалог", которая проходила в притворе Татьянинского храма при МГУ. В этой выставке участвовали многие из тех, кто сейчас находится в противостоянии с Церковью.

- Они находятся в противостоянии с Церковью или Церковь находится в противостоянии с ними?

- Это обоюдная ситуация. Поскольку современное искусство существует в контексте скандала, пародирования, эпатирования. На самом деле, им неважно, на каком поле выступать — это такой язык.

К сожалению, модернизм в рамках постмодерна у нас трудно приживается, хотя сейчас открылась выставка современного искусства на Петровке. И там представлен модернистский проект того, что делает современное искусство. Но я думаю, что это исключение, потому что, конечно, модернизма в постмодерне очень мало, а больше именно эпатажа.

Надо этим заниматься, надо Церкви устраивать свои выставочные проекты — у того же о. Всеволода Чаплина есть замечательный подвал, где проходят всякие мероприятия. И притвор Татьянинского храма, и другие пространства можно использовать. В конце концов, храм Христа Спасителя вполне мог бы принять выставку актуального искусства. Тогда, соответственно, и художники, которые хотят жить реальной творческой жизнью, а не вечно пресмыкаться где-то по подвалам, захотят в этом принять участие и найдут такие произведения, которые будут, с одной стороны, современны, а, с другой стороны, не будут эпатировать верующую интеллигенцию.

Дело же не в том, что казаки пришли. Казаки — это элемент игры, которую проводит Церковь. Но есть нормальные верующие интеллигенты. Они ведь тоже не придут на такого рода выставку как "Осторожно, религия!" или на спектакль про "Pussy Riot". Не придут просто из-за того, что какой-то барьер для них возникает — они оказываются по другую сторону баррикад.

Короче говоря, проблема в диалоге. Несмотря на то, что сейчас идет война, и понятно, почему она идет, — все-таки девчонок наказали очень жестко. Все-таки это неправильно, что их на два года засадили. И моральный перевес здесь на стороне тех, кто защищает их, в том числе и средствами искусства. Но здесь хочется сказать, что важно выйти на ситуацию диалога. Тогда появятся и площадки, и произведения, которые не будут никого эпатировать, и в то же время будут вполне современны.

- Какие Вы видите конкретные возможности перейти от противостояния к какому-то сотрудничеству?

- Я думаю, что это должен быть прямой диалог между отцом Всеволодом Чаплиным и Маратом Гельманом. Другого пути я просто на сегодня не вижу.

- Вы считаете, что он возможен в принципе?

- Я думаю, да.

- Вы думаете, что обе стороны согласятся?

- Им нужно просто встретиться за закрытыми дверями и поговорить друг с другом.

- Непубличный диалог?

- Да, это непубличный должен быть диалог. Нужно просто договориться о разделе сфер влияния. То, что такую выставку можно сделать, показала уже и прошедшая выставка. Даже та скандальная выставка Мальцевой, которая была осенью, показала, что та же Мальцева, я думаю, могла бы представить вполне интересные работы именно на церковную выставку.

Вопрос просто в настрое художников. Сегодня они настроены на войну. И я их не осуждаю, потому что девочки-то сидят из "Pussy Riot". Но это неправильная позиция, что нужно воевать до победного конца. Лучше плохой мир, чем хорошая война.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования