Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор сайта «Религиополис» МИХАИЛ СИТНИКОВ: «Почему не предположить, что в границах сформированной Сталиным государственно-религиозной организации складывается какая-то вообще принципиально новая религия?»


"Портал-Credo.Ru": Как могли бы вы прокомментировать предложения о реформации РПЦ МП, выдвинутые в статье Станислава Белковского 15 февраля?

Михаил Ситников: В первую очередь, здесь нельзя не заметить, что автор статьи взял на себя ответственность лишь внятно сформулировать то, о чем говорит множество верующих православных. Подчеркиваю, что именно верующих, потому что они-то и неравнодушны к состоянию Церкви, в отличие от тех, кто только называет себя православными, кто видит в  РПЦ МП что-то вроде залога всемирного торжества идеи собственной исключительности. Поэтому формула Белковского о важности возвращения религиозной организации православных христиан к форме конфедерации – по сути, "где двое или трое собраны во имя Мое", - может быть понята только верующими, тогда как "православных большевиков" она заведомо приведет в ярость.

Может быть, это просто случайность, что самих пунктов у Белковского целых пять, а не три, например. И что расположены они в том порядке, при котором первый, будучи выводом из предыдущих, логичней выглядел бы завершающим. Например, тезис о возвращении Церкви названия, которое соответствовало бы российской религиозной организации и ее конфедеративной форме, самым естественным образом предполагает выборность пастырей верующими, а епископов - пастырями и так далее. Этот тезис указывает на ту модель сообщества последователей Иисуса Христа, которая существовала у первохристиан. То есть, второй и третий пункты в статье объединяются в один первый – о форме религиозной организации.

Второй тезис – о качестве религиозной организации, то есть о важности катехизации и конфирмации во взрослом возрасте для тех, кто причисляет себя к православным христианам и членам Церкви, который у Белковского в 4-м и 5-м пунктах.

Ну и третий тезис – о том, что безобразие с искажением церковности, которое производится клерикальной корпорацией РПЦ МП, надо упразднить, что обозначено в статье в 1-м пункте, - логично завершает предложения позитива необходимостью устранения к этому препятствий.

Так что, по существу, сформулированные Белковским известные всем чаяния православных христиан в России представляются мне совершенно корректными.

- Как демонстрируют это публикации мнений многих священнослужителей РПЦ МП, они воспринимают предложения Белковского кощунственными по отношению к Церкви. Что можно сказать по этому поводу?

- Ну, "кощунственным" напоминание о христианском подходе  к упорядочиванию сообщества последователей Христа, скажем, видится не только таким священнослужителям. Как известно, в первую очередь это напоминание "оскорбило" депутатов Госдумы, начиная с Исаева и других членов команды "единороссов". Для них оно в самом деле было оскорблением в лучших расчетах и выглядело, поэтому, возмущение таких деятелей совершенно естественным. Кто же из сторонников корпоративного режима захочет отдавать некоему Христу такой удобный козырь в идеологических манипуляциях как "православная карта"? Собственно, депутатская реакция, наверное, предопределила и то, что Вы назвали "мнением священнослужителей", которые вслед за думскими функционерами честили Белковского в хвост и в гриву. Наверное, здесь нетрудно догадаться, что предложение вернуться к христианству могло разъярить так заметно только тех, кто при этом много чего теряет. Или, что не менее вероятно, десяток священников высказался так из страха перед начальством. Это тоже объясняло бы возмущение православных священников упреком прихожанина в адрес церковной корпорации, потому что выскажись иначе, так могут просто загнать из Москвы или Подмосковья куда-нибудь в Сибирь, и все. Поэтому такие категории, как "Божья правда", да и просто порядочность, где для современного клирика РПЦ МП было бы важно в первую очередь достоинство священника, – они вспоминаются большинством в самую последнюю очередь. Ну, сколько мы знаем священнослужителей в этой религиозной организации, в честности, искренности и вере которых нельзя усомниться? Меньше десятка, и все они, как и полагается при наследниках прошлого тоталитаризма, "в загоне".

- Но, может быть сохранение мощной организации РПЦ МП любыми средствами как влиятельной организации – это единственный шанс сохранить и какой-то оазис православия в стране в условиях всемирной тенденции к секуляризации?

- Почему нет? Может, вполне может быть и такой расчет. Только вот православие при этом имеется в виду странноватое какое-то. То есть, исходя из буквального смысла этого термина – "правильное восславление, правильная вера", можно допустить даже, что религиозные лидеры РПЦ МП искренне верят во что-то, в некую идею. Но к христианству – во всяком случае тому, которое явлено не инквизицией, а Новым Заветом, - объект такой веры не имеет отношения.

Надо сказать, что сегодня можно допускать и вовсе фантастичные совсем недавно вещи. Скажем, почему не предположить, что в границах сформированной Сталиным религиозной организации складывается какая-то вообще принципиально новая религия? Ну а церковно-православный антураж в таком случае мог бы просто использоваться ее создателями, как идеальное прикрытие. Скажете, невероятно? Тогда, может быть, и то, что девушек в светской стране за кощунство на зону в светском государстве в 21 веке с помощью суда у всех на глазах упекли – тоже невероятно? Примеры подобных "невероятностей" сегодня можно приводить десятками.

Зато, если бы оказалось, что нынешнее клерикальное руководство и в самом деле, как говорят, "замутило НРД", то стали бы понятны и властно-клерикальный альянс, и возмущение христианских воззваний, вроде статьи Белковского…

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования