Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Доктор исторических наук, агиограф Новомучеников СЕРГЕЙ БЫЧКОВ: «Инициатива «деканонизации Новомучеников» в РПЦ МП полностью принадлежит игумену Дамаскину (Орловскому)»


«Портал-Credo.Ru»: Как Вы восприняли недавнюю деканонизацию РПЦ МП 36 Новомучеников российских?

Сергей Бычков: До сих пор не могу поверить в то, что это случилось на самом деле. Более всего меня удивляет, что это знаковое событие произошло не на недавнем Архиерейском Соборе, а было проведено «в административном порядке» в конце прошедшего года. Если это соответствует истине, то можно говорить о том, что священноначалие РПЦ МП окончательно презрело каноническую основу жизни Церкви.

- Что Вы имеете в виду?

- Накануне Поместного Собора РПЦ МП 1971 года один из выдающихся ее священников, богословски образованный Всеволод Шпиллер писал: «Надо иметь в виду, что канонически абсурдное состояние церковно-приходской общины дискредитирует весь строй нашей жизни в целом. Оно повсюду одинаково воспринимается как проявление общей канонической непрочности РПЦ». Он же заметил, что в головах епископов советского поставления место церковных канонов прочно заняли советские законы, которые, как известно, не основываются на всемирно признанном римском праве. Сначала Архиерейский Собор 2000 года причисляет к лику святых полторы тысячи Новомучеников Российских, а спустя 12 лет кто-то тайно, по-воровски, вычеркивает из этого списка 36 святых.

- Как Вы считаете, чья это инициатива?

- Дело в том, что два года назад со своего поста председателя Синодальной комиссии по канонизации святых был смещен митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), на место которого назначен новый председатель – епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Я знаю епископа Панкратия как строгого монаха, строителя, при котором восстал из руин Валаамский монастырь. Но вряд ли по его инициативе была проведена в “административном порядке” пресловутая деканонизация.

Инициатива целиком и полностью принадлежит игумену Дамаскину (Орловскому), который сегодня занимает пост секретаря Синодальной комиссии по канонизации.

- А члены Синодальной комиссии принимали участие в этом акте?

- Я разговаривал с одним из членов комиссии, профессором Московской духовной академии, историком, человеком знающим и уважаемым. Он сообщил, что комиссия не созывалась и что это решение было единоличным, а позже было утверждено патриархом.

- Неужели игумен Дамаскин обладает такой властью?

- Я давно наблюдаю за деятельностью этого человека. И у меня возникает множество вопросов. В 1979 году, в разгар очередных гонений на российских христиан, этот человек заканчивает Литературный институт имени Горького, становится членом Союза писателей. Чтобы стать членом Союза писателей СССР, особенно в те страшные “андроповские” годы, необходимо было пройти не одну чистку или же быть очень талантливым человеком. Но мы не знаем ни одного литературного произведения господина Орловского. В 1988 году он резко меняет направление и становится священником. Причем рукополагает его архиепископ Ивановский Амвросий (Щуров). Когда в 1991 году исчезает Советский Союз и приоткрываются архивы КГБ, единственным человеком, которого допускают к работе с ними,  становится о. Дамаскин (Орловский).

После отстранения митрополита Ювеналия он стал секретарем Синодальной комиссии. А это ключевая должность.

- Да, но издал семь томов жизнеописаний российских Новомучеников…

- Чтобы судить об их качестве, необходимо познакомиться с ними. Дамаскин не брезговал фальсификациями и утаиванием фактов жизни и подвига Новомучеников. Так  произошло с Митрополитом Петром (Полянским) – Дамаскин утаил его письма из ссылки, посчитав, что они могут умалить его подвиг мученичества.

Жития о. Дамаскина пестрят литературными фантазиями, когда вместо фактов автор предпочитает собственные домыслы. Литературный институт советского периода учил многому, но не ремеслу профессионального историка.

- Были прецеденты деканонизации в истории русского Православия?

- Один-единственный. Тверская княгиня Анна Кашинская была «деканонизирована» в XVII веке за двуперстие, отчетливо сохранившееся в ее мощах, но в ХХ столетии это решение патриарха Иоакима было пересмотрено. Так что поступок игумена Дамаскина не имеет аналогов. Знаменательно, что первый святой, которому он нанес удар, – это викарный епископ Василий Кинешемский, начинавший свое служение в той же епархии, что и сам Дамаскин.

Спрашивается: а как быть с часовней, построенной в Кинешме нынешним митрополитом Ивановским и Кинешемским Иосифом в честь новомученика епископа Василия (Преображенского)? Ее снесут? А мощи святителя, тайком вывезенные игуменом Дамаскиным из Ивановского монастыря, снова зароют?

Печально, что из 273 митрополитов и епископов, принимавших участие в Архиерейском Соборе РПЦ МП в феврале этого года, ни один не поднял голоса в защиту оклеветанных новомученников.

Беседовал Владимир Ойвин,

«Портал-Credo.Ru»

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования