Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Экс-председатель Российского союза ЕХБ пастор ЮРИЙ СИПКО: «Душа Померанца была родником, источающим воду живую в нашу пустыню. Его не попалил огонь ненависти»


"Портал-Credo.Ru": Отошел в вечность крупнейший мыслитель современности Григорий Соломонович Померанц. Как бы Вы охарактеризовали масштаб его личности как мыслителя?

Юрий Сипко: Вы своим вопросом душу мне разбередили. Я так надеялся отмолчаться. Ведь о великом невозможно сказать так, чтобы ВЕЛИКОЕ не умалить. Банальности говорить не хочется. Я вам признаюсь, когда он ещё был среди нас, мне было за честь просто слышать его имя, слушать его голос, читать его слова, и я в его тихом журчании неземного потока истины и света получал свою дозу жизни. В нашем космическом холоде и мраке о Григории Соломоновиче мне хочется сказать словами Евангелия. "Жизнь явилась"! И выразить чувство утраты словами Евангелия. "Он был светильник, горящий и светящий".

Время обнаруживает ценности истинные. И ложные ценности обнаруживает время.

Григорий Соломонович владел истинными ценностями. Он прикоснулся к вечности. Он, видимо, сделал хороший глоток небесного живительного напитка. Он видел Божий мир, он познавал Божий мир, и он возвещал миру мир. "Блаженны миротворцы". Душа Померанца была родником, источающим воду живую в нашу пустыню. Его не попалил огонь ненависти. Его не захватил водоворот пустой политической суеты. Он прошёл свой долгий жизненный путь над эпохой. Ни ГУЛАГ, ни претензии идеологов пустоты, обладающих властью в годы его активного труда, ни слава, ни боль одиночества, не поколебали его убеждений. Таких людей в нашей российской истории не припомню.

Для меня его величие в этой необъяснимой свободе. Свободе его мысли. Свободе его совести. Свободе его воли. Мне понравилось слово Александра Архангельского, написавшего в связи с кончиной Григория Соломоновича: "Прошел войну, именно там, рядом со смертью, пережил встречу с вечностью, и больше ни о чем думать, ни о чем говорить, ни о чем писать не хотел, да и не мог. Только о главном...".

В том и величие Григория Соломоновича, что он Вечность, недоступную, у народа Российского уворованную, всею своей жизнью пытался вернуть своему народу. Вернуть вечность нам, доныне занятым поеданием друг друга.

- Насколько сильно влияние его личности и трудов на духовную жизнь общества?

- Вопрос ваш повергает меня в печаль. Духовная жизнь общества, как ни горько это признать, бездуховна. Ложь, возведённая в закон лживой властью, освящённая лживыми жрецами ложных традиций, восседает на троне. Эту ложь воспевают пропагандисты от лживого искусства. Эту ложь тиражируют лживые работники лживых СМИ. Эту ложь именем государства суды претворяют в приговоры.

Померанц был "глас вопиющего в пустыне". Пророк Божий с такой сложной функцией был обезглавлен Иродом. Но его главное служение – показать миру Иисуса Христа - было исполнено. Я молюсь, чтобы главное служение, которое Господь вверил Григорию Соломоновичу – в мрачные застенки идеологического плена сталинизма, атеизма, в котором доныне пребывает общество, внести ИСТИНУ, СВЕТ, СВОБОДУ, - было исполнено.

Скажу с удовлетворением, что мне особенно дорого в идеологии Григория Соломоновича. Это его акцент на бесконечной ценности личности. "Собирание себя" - цикл лекций - быть может, квинтэссенция видения Григория Соломоновича.

- Померанц был глубоко верующим человеком, но не относил себя ни к одной конфессии. Что бы Вы, как протестант, сказали о его вере? Не считаете ли Вы, что он в своих трудах был близок именно к протестантскому пониманию веры, делая акцент на вере личной, а не "институциональной"?

- Я думаю, что в том и величие Григория Помернца, что он смог увидеть мир столь масштабно. Глазами Бога. Протестанты непримиримы меж собой. Они не могут разместиться у подножия Христа. Они себе каждый своего Христа создают. Я немного утрирую, но следование традиции для протестантов важнее, нежели следование Христу. Институты и в протестантизме играют слишком значимую роль. К сожалению. Потому ведь и не счесть их, протестантов.

Но в том, как Евангелие открывает нам человека и мир Бога, в ценности личности, в ценности личных отношений человека с Богом, в этом понимании Померанц безусловно близок протестантам. Померанц видел мир, как он сам говорил, не как физический мир, состоящий из атомов и молекул. Он видел мир, где каждый человек - Личность, Космос, который обретает себя в совершенном Боге. Традиция же, конфессиональные рамки есть только рамки, ограничивающие человеческими решениями безграничное Божье откровение. Ведь Христос есть Бог всех людей. Апостол Павел в послании своём в Коринф уже сказал об этом: "Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос – Божий" (1 Кор., 3:20-23).

- Что для Вас лично было наиболее интересным и близким в его трудах и образе мыслей?

- В одной из своих лекций из серии "Становление себя" он привёл в пример притчу. "Некто пришёл к учителю. Он спросил: "Где Бог?" Они начали отвечать ему по писанию, что Бог всюду и везде, в каждой песчинке есть Его дыхание... Он послушал и сказал: "Нет, Бог там, куда его впускают". Это очень хорошо по отношению к людям. Потому что человек обладает свободой воли. Можно сказать, что Дух как-то почивает в любом дереве, в любой скале, в ритме ее чувствуется Дух, в морских волнах есть Дух, а в человеке Дух будет тогда, когда вы Его в себя впустите. Дух там, куда вы Его впускаете".

Вот здесь я с замиранием сердца остаюсь рядом с Григорием Соломоновичем. И мой дух вместе с его духом, умом и сердцем погружается в корабль тишины, и мы устремляемся в великолепное путешествие в совершенство. Навстречу Богу, где сердце моё открывается и впускает Бога, Духа Святого.

Ещё одна цитата из его прекрасных лекций. "Что такое Ветхий Завет? Завет с народом, с группой народов, священные основы государственного порядка. А Новый Завет – завет с личностью, для которой простая покорность Богу не насыщает сердца, с личностью, ищущей бытия в Боге".

Такое определение Нового Завета мне представляется выдающимся, ибо и политические системы, и религиозные традиции поныне отвергают ценность личности. Подавляя личность, подавляют Божий замысел в отношении к человеку, к индивидууму. Образу и подобию Божьему. Бытие в Боге - вот устремление личности. Бытие в Боге – это состоявшаяся личность. Так видел картину мира Григорий Соломонович Померанц.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования