Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Клирик Костромской епархии РПЦ МП, член Московской Хельсинкской группы священник ГЕОРГИЙ ЭДЕЛЬШТЕЙН: «То, что я видел в качестве «православных дружинников» перед ХХС, — это бесноватые. Им нужно вступать в ряды нашистов»


"Портал-Credo.Ru": В среде Московского патриархата сейчас много говорят о возможности создания православных дружин. В первую очередь "для охраны храмов", но, я думаю, их задачи будут гораздо более широкими. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Священник Георгий Эдельштейн: Я думаю, что православные храмы в защите не нуждаются. Я не знаю ни в Европе, ни в Америке не одной страны, где существуют такие дружины, которым нужно было бы защищать католические, православные или протестантские храмы.

Давайте вспомним хрущевские времена — гонения на православные храмы. В одном храме на Украине, скажем, несколько парней — об этом рассказывал митрополит Николай Ярушевич архиепископу Василию Бельгийскому — на руках вносят в храм совершенно голую девушку, идут к Царским вратам, хотя войти в алтарь и положить ее на престол. Верующие не дали им этого сделать и выгнали их из храма.

Я был свидетелем, когда во время пасхального богослужения или крестного хода возле православных храмов гоняли мотоциклы, люди играли на гармошках и на баянах, пели похабные частушки, визжали, кричали, курили — безобразничали всеми способами, какими только можно. Рядом стояла милиция, но этих буянов никак не урезонивала. Православные люди их в храм не пускали, а если там кто-то за оградой прыгал, бесился — то что ж поделаешь.

В моей практике в городе Кадникове Вологодской епархии во время крестного хода на праздник Илии Пророка — у нас был Ильинский храм — перед нами оказался человек в сером китайском плаще и серой шляпе. На просьбу снять шляпу — а он стоял внутри церковной ограды — этот человек не отреагировал. Когда я предложил ему или снять шляпу, или выйти за ограду храма, он опять отказался. Тогда я взял его шляпу и забросил за ограду. После литургии он стоял на паперти. Я попросил у него прощения за то, что я так поступил, но объяснил, что я был обязан так сделать, когда кто-то нарушает порядок. Он ответил, что как раз стоял и ждал меня. И думал, что если я извинюсь, то он попросит меня его крестить. Это был артист Днепропетровского драматического театра. Мы с ним потом в очень приятельских отношениях были.

У нас несколько раз в храмах разные люди безобразничали— не буду говорить как. Священник или любой другой человек берет безобразника за шиворот и выводит его за двери храма или иногда за церковную ограду и там оставляет. По-моему, для этого дружины не нужны.

В своей книге я писал о том, что там же, в Кадникове, безобразничал один человек, которого считали юродивым, — пьянствовал, ругался — я взял его за шиворот и вывел за церковные ворота, вот и все. Зачем нужны такие дружины — я не знаю.

То, что я видел в качестве "дружинников" перед храмом Христа Спасителя, — то эти люди беснуются. Им нужно вступать в ряды "нашистов", а не в православные дружины — мне просто непонятна цель этих дружин. А когда цель непонятна, то категорически отрицать боюсь. Я думаю, что я бы сам в эту дружину не вступил и своему сыну или еще кому-то не посоветовал бы вступать.

- Во что может вылиться массовая организация таких дружин?

- Мне непонятно. Но для этого есть священноначалие и церковные каноны. Очевидно, что любая православная организация может существовать только по благословению епископа. И у нее должен быть какой-то устав, утвержденный епископом. Если епископ утвердит круг их обязанностей, то это будут нормальные дружины.

Я когда вижу "нашистов", которые беснуются где-то, то мне хочется отойти подальше и никаких дел с ними не иметь. По моей шкале ценностей, это беснующиеся люди, никакого отношения к христианству и к Церкви не имеющие.

Архиерей, естественно, несет ответственность за каждую такую дружину.

- Как Вы оцениваете приговор девушкам из "Pussy Riot"?

- Никак не оцениваю. Мне совершенно непонятно, почему во всем мире шум. Любых девиц, которые безобразничали в храме, нужно просто взять за руку, вывести из храма и спокойно оставить на улице. Никуда, естественно, не сообщать, никому не жаловаться.

Этот всемирный шум сейчас устроили с одной, как я понимаю, целью — отвлечь внимание людей в нашей стране от глубинных проблем сегодняшней официальной православной Церкви.

За 70-80 лет нашего братского сотрудничества с коммунистическим режимом на теле Церкви появилось очень много язв, у нас очень много болезней, которые до сих пор не исцелены.

Мне совершенно непонятно, почему до сих пор не успокоились по поводу этих девиц. Я читал о них материалы в газетах различных стран мира — да что это такое, кому они интересны? Это никому не нужно и неинтересно. Это искусственно созданный, раздутый на весь мир мыльный пузырь. Если государственная власть хочет их за что-то наказывать — говорят, они где-то раздевались, где-то совокуплялись, — то пожалуйста, но меня-то это не касается. А если они плясали в храме Христа Спасителя, то вывести и все. Тут абсолютно говорит не о чем.

- В экспертизе по делу "Pussy Riot", принятой судом, содержится множество ссылок на деяния церковных Соборов. Допустимо ли это в светском суде?

- Они не смеют ссылаться ни на Коран, ни на Новый Завет, ни на решения Вселенских Соборов — это чистый вздор. Гражданский суд не имеет права заглядывать ни в какие решения ни Трульского, ни каких-то других Соборов.

Я думаю, что этот прецедент необходимо обжаловать в Конституционном суде и в Верховном суде РФ.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования