"Портал-Credo.Ru": Как Вы в целом оцениваете поступок "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя и меру наказания за него?
Игумен Кирилл: Я считаю, что они совершили очень серьезный кощунственный поступок, который, без сомнения, оскорбляет религиозные чувства. Их судит не Церковь, а государственные инстанции. Мы не предрешаем исход этого расследования и меру наказания. Мне ясно, что наказание должно быть — в каком объеме, в какой форме – это решает государство. И еще один немаловажный такой момент: если бы они осознали свой поступок и не вели бы так себя вызывающе, то совсем бы было другое отношение верующих людей. А когда они считают, что все нормально, и ничего особенного они не совершили, то, конечно, это вызывает соответствующую реакцию. - Но ведь Православие предполагает прощение? - Православие не предполагает всепрощение — это не нужно путать с толстовской концепцией. Мы должны прощать личных обидчиков, должны быть максимально здесь снисходительны, но когда дело касается защиты наших святынь, защиты отечества, то здесь мы руководствуемся словами святителя Филарета, митрополита Московского, о том, что мы должны встать на защиту поруганных святынь и не должны прилагать мерки всепрощения к таким вещам. - А какие-то эмоции по отношению к детям этих панк-исполнительниц, семьям, к ним самим у Вас возникают? Ведь из православной среды выходит много просьб, поручительств за них… Вы признаете какие-то основания для того, чтобы православные добивались какого-то милосердия к ним? - Нам ничто человеческое не чуждо — даже монашествующим, каким являюсь я. Поэтому, само собой разумеется, что нужно комплексно подходить и учитывать все факторы. Но, повторяю, что это упорство с их стороны и нежелание признать, что они совершили нечто негативное, очень серьезно осложняет ситуацию. - Например, есть такая идея – отдать их на исправление в какой-нибудь храм — допустим, в Ваш — под домашний арест. Вы готовы были бы в таком случае выступить поручителем и принять их в свою обитель? - Как Вы знаете, все вопросы в нашем храме решаются соборно и утверждаются старшим духовником. Поэтому я не исключаю никакие предложения, но они должны пройти соответствующую процедуру утверждения. Но каков будет результат, я сейчас затрудняюсь сказать. - Вы имеете уже 20-летний опыт этой процедуры. Поэтому можете предположить, какая реакция будет наиболее вероятной. - Я думаю, что мнения разделяться — это та ситуация, где трудно прогнозировать все-таки. Это особый случай. - Вы видите какой-то выход вообще из всего этого положения? Проблема уже давно вышла за церковную ограду, стала политической, социальной. Может быть, действительно домашний арест не вызывал бы такого ажиотажа, как содержание за решеткой? - По-моему, важно, чтобы было некое возмездие, а уже в какой форме — это момент вторичный. В этом случае, всепрощение неприложимо к данной ситуации. Важно, чтобы была реакция — она уже последовала в виде некоторого времени их нахождения под арестом. Далее решать суду — в конце концов, это дело не церковное — это в руках соответствующих судебных инстанций. Поэтому для меня очевидно одно — мы не можем так просто сказать, что ладно, пошалили и пускай дальше как хотят. Это очень серьезный поступок. Он продуманный, имеет символический характер некоего антицерковного действия во всероссийском масштабе. - От Вашего храма до храма Христа Спасителя 200 метров. Вы в свое время тоже переживали нападения современных художников, распятия перед Вашим храмом. По Вашему мнению, храм Христа Спасителя был осквернен "панк-молебном" или нет? - Я бы, если бы это произошло в моем храме, непременно бы совершил, как минимум, водосвятный молебен. И все бы окропил святой водой. Вы правильно вспомнили, что где-то в 2008 году небезызвестный художник на территории нашего храма, по сути, продуманно, как у храма Христа Спасителя, проводил акцию — впервые вживую распиная себя на кресте, тоже под соусом арт-искусства и так далее. Это была явная антицерковная провокация. Мы тогда не промолчали — очень энергично отреагировали и правильно сделали. Если бы мы на это махнули рукой — как бы не заметили, то от этого зло только еще больше распоясывается — такова закономерность, это очевидно. - Если храм Христа Спасителя осквернен, то почему Вы не добиваетесь его освящения? Как там могут совершаться после этого богослужения? - Я не знаю, может быть, там негласно, неафишируемо и было некое окропление святой водой — я этого не исключаю, просто я не обладаю информацией. Не говоря уже о том, что я не решаю такие глобальные вопросы. В рамках своего прихода я сказал, как бы я сделал. Беседовал Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru"
|