Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель отдела современных религиозных процессов Института философии НАН Украины, д.ф.н. ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ: «Отравление митрополита Павла – признак обострения борьбы в УПЦ МП»


"Портал-Credo.Ru": Как Вы можете прокомментировать скандал с отравлением митрополита УПЦ МП Павла и предупреждением Патриарха Филарета (Денисенко) о разрушительных последствиях возможного избрания этого митрополита на кафедру митрополита Киевского? Кому понадобилось отравлять Павла?

Людмила Филиппович: Мне кажется, что это возвращение в средневековые времена, когда таким образом убирали неугодных людей. Это очень плохая характеристика нашего времени - когда люди вообще могут подумать о возможности такой борьбы с теми, кто выступает против них. И это говорит о падении нравов в Украине. Очень серьезно и печально, что Украина теперь прославилась еще и таким актом.

Трудно сказать, кому это нужно. Дело в том, что митрополит Павел себя недостаточно четко позиционировал в конфликте, который возник несколькими месяцами ранее. Я имею в виду оппозицию по отношению к Митрополиту Владимиру — несанкционированные заседания Синода и решения, принятые на этих заседаниях. Но Митрополит Владимир достаточно мягко и абсолютно в духе украинской ментальности решил эти все проблемы.

Павлу, наверное, дали понять, что "ты давай, определяйся — либо ты с нами, либо ты против нас". Но это говорит о том, что, видимо, идет такая затушеванная борьба в УПЦ МП. Нигде об этом не говорят, пытаются нас убедить, что существует единство в Церкви, но вот, УПЦ МП снова потрясена событием, связанным с "борьбой за наследство". И восстановить единство, видимо, не представляется возможным — все-таки интересы людей очень серьезно столкнулись. И это, может быть, не столько даже интересы промосковские и прокиевские, сколько интересы поколений. У меня такое впечатление, что здесь новое и старое поколение представлены в этом конфликте.

- Из Ваших слов можно заключить, что УПЦ МП ожидает очередной раскол?

- Нет, я не думаю, что это приведет к расколу. Украина ведь очень специфическая страна — она никогда не поставит последнюю точку, никогда не дотянет "до конца". Не хватает внутренней энергетики. Есть страх таких жестких вещей как раскол или отказ от автономии. И с Россией Украина вроде дружит и не дружит, она вроде соседка и не соседка, они враги и вроде не враги. Тут, в УПЦ МП, тоже, мне кажется, все будет вот так вяло тянуться, если не произойдет какого-нибудь катаклизма.

Самым неприятным катаклизмом может быть смерть Митрополита Владимира. Но сейчас, после операции, в этом соревновании со смертью он, наверное, все-таки победил.

- Прокомментируйте всю ситуацию с установкой кардиостимулятора Митрополиту Владимиру. Это знак дальнейшего ухудшения его здоровья?

- У него давно были проблемы с сердцем. И, наконец, он решился на операцию. Он попал в очень серьезный научно-исследовательский центр — это клиника Амосова, где ему сделали операцию. Ему внедрили имплантат — установили кардиостимулятор. Ему его фактически подарили, на что Владимир поступил совершенно гуманно, мне кажется, — он отказался от этого подарка. И ту сумму денег, которую необходимо было внести за операцию, он все-таки положил на счет клиники и попросил, чтобы на эти деньги сделали операцию другому человеку, который в ней нуждается и у которого нет финансовой возможности такую операцию оплатить.

Я считаю, что это очень по-христиански, очень по-человечески. И он этим не продемонстрировал, что "я такой богатый и могу сам за себя заплатить" — наоборот, он сказал, что эти деньги прошу передать человеку, который нуждается, может быть, даже больше, чем я.

- Недавно был принят закон о языке в Украине, вроде бы ущемляющий положение украинского языка. Как этот закон может отразиться на религиозной ситуации в стране?

- Я думаю, что ничего нового он не принесет. Нельзя заставить людей молиться Богу на государственном или не на государственном языке. Это они делают естественным путем на том языке, который им ближе всего — это язык внутренний, язык религиозных обрядов, язык традиций. Тут Украина как была разделена на две части - русскоязычную и украиноязычную, - так она и дальше будет пребывать в этом состоянии.

Но многие религиозные деятели понимают, что государственный язык, без сомнения, должен быть один. И многие лидеры религиозных организаций выступили против этого закона. Скажем, я знаю, что протестанты выступили против. Они считают, что это криминал в отношении Украины, что такой закон могут принять только люди, которые не понимают роли языка в объединении нации, в установлении и развитии государственности в Украине.

Я очень во многих религиозных общинах бываю. И поверьте, что они там живут не государственными законами. Даже если бы мы приняли закон, что, например, иврит у нас государственный язык, все равно люди будут общаться с Богом на том языке, который им наиболее близок.

На Западной Украине есть у нас ареалы, где на русском языке проводятся богослужения. В Донецке, я знаю, например, греко-католики — их никто не заставит вести богослужения на русском.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования