Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт российского Института прав человека ЛЕВ ЛЕВИНСОН: «Совершенно неприемлемым и абсолютно не основанным на законе является заключение девушек из панк-группы под стражу»


"Портал-Credo.Ru": Нескольким молодым особам, совершившим "панк-молебен" на амвоне храма Христа Спасителя в Москве, грозит до семи лет тюрьмы. Две из них уже фактически находятся в тюрьме — они задержаны на месяц и двадцать дней. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Лев Левинсон: Меня огорчает позиция тех коллег-правозащитников, которые поспешили недоброжелательно высказаться об этой акции. Будем надеяться, что они это сделали, не разобравшись в существе происшедшего и, может быть, не ожидая, что участниц группы возьмут под стражу. Я надеюсь, что ни Людмила Михайловна Алексеева, ни Юрий Самодуров не стали бы давать негативные оценки этому действу, если бы знали, что его участницы станут заключенными.

Но прежде чем говорить, насколько вообще уместно уголовное преследование и тем более взятие под стражу в данном случае, хотелось бы сказать два слова в поддержку той позиции, которая, как мне кажется, является совершенно правильной, и которую озвучил о. Андрей Кураев (вообще-то мало мне близкий по своим взглядам).

Но в данном случае он хорошо оценил это как масленичное представление в традициях народно-церковной Масленицы. То, что там звучало, может нравиться, а может не нравиться, но никакого негатива в отношении верующих, православной Церкви, почитаемых святынь оно в себе не несет.

В данном случае Кураев, по-моему, все понял правильно. Здесь можно вспомнить роман Гюго "Собор Парижской Богоматери", где описываются такие же шутовские праздничные гуляния по церковным праздникам. И вообще игровая карнавальная традиция не является чем-то антирелигиозным. Внутри Церкви это можно, конечно, с аскетических позиций осуждать, рассматривать как наследие язычества, как что-то греховное. Но, во всяком случае, в этом нет ничего, что кого-то против чего-то настраивало бы. А ведь участницам группы вменяют "хулиганство, сопряженное с разжиганием религиозной вражды", и усматривают здесь какие-то антирелигиозные, антицерковные мотивы.

Здесь этого нет.

В корне неверно ставить молебен "Pussу Riot" в один ряд c выставками "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство", тем более, к примеру, с акцией Тер-Оганьяна в Манеже. Даже если толковать те случаи в антиклерикальном или антикультовом смысле, там не было ничего противозаконного. Как сказано в законе, проведение мероприятий, оскорбляющих чувства верующих, не допускается только внутри объектов религиозного почитания и на территории этих объектов — то есть какая-то акция в духе Тер-Оганьяна недопустима, конечно, в храме по нашему законодательству. В светском государстве музейное пространство совершенно не связано религиозными табу.

В случае же с ХХС была совершенно другая история. Это была молитва Богородице об изгнании Путина, именно молитва, и она звучала как молитва. И эта вполне традиционная по форме молитва перемежалась несколько более экспрессивным, чисто панковскимречитативом. Но о чем там говорилось (или пелось)? Это было обличение власть предержащих – и светских властей, и церковных. В иной музыкальной форме – это та же сцена с юродивым из "Бориса Годунова".

"О чем ты плачешь?" - "Мальчишки обидели юродивого, отняли копеечку. Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича". Возмущенные бояре требуют схватить дурака. Царь останавливает их: "Молись за меня, бедный Николка". Но юродивый поет: "Нет, Борис. Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит".

Только вот царь Борис принял обличение юродивого, не дал с ним расправиться. А премьер-министр Путин потребовал разделки.

Так что мне близко понимание панковского молебна отцом Глебом Якуниным.

Но если смотреть с другой стороны: кликуши, так называемые "бесноватые" — это тоже часть церковной традиции. Они и по-свинячьи хрюкают и по-петушиному кукарекают в храмах. И все стоят и понимают, что бес человека мучает. И относятся к ним как к своим братьям и сестрам, которые одержимы нечистой силой. Конечно, я это очень условно сближаю — я понимаю, что данные панки не бесноватые — но, на худой конец, с точки зрения религиозного человека, такая форма экстатической молитвы с криками и воплями под это определение тоже подпадает.

- Согласны ли Вы с утверждениями, что эта группа осквернила храм?

- Нет, они там не оскверняли ничего. И амвон — это не алтарь. В принципе, на амвоне может находиться и женщина — нет такого, что после этого храм надо освящать. В алтарь женщина по православной традиции не входит, но в советские времена входили за неимением мужчин — алтарницы убирались, прислуживали.

И говорить о том, что это хулиганство... Но кто-то может расплакаться в храме, кто-то начнет смеяться, кто-то громко разговаривает — в конце концов, кто-то выражает свои чувства не так, как это принято. Это дело самой церковной общины — есть правила, кого можно пускать в храм, а кого нельзя. Пусть выгоняют, если кому-то не нравится. Их и выгнали, девушки продержались на амвоне 41 секунду. Причем здесь государственное преследование, уголовное дело? И уже вообще совершенно неприемлемым и абсолютно не основанным на законе является заключение их под стражу.

– До суда?

– Никаких оснований вообще — и после суда.

– Это будет решать суд, мы не можем оказывать на него давление.

– Суд должен сначала касаться самой возможности судебного рассмотрения. На мой взгляд, следует обжаловать само возбуждение уголовного дела.

Подозреваемые не совершили никаких посягательств на права других граждан. Это все равно, как если бы они пришли в консерваторию и начали визжать, вопить и петь в антракте. Так же и здесь - службы не шло, и никто не пострадал...

Отец Всеволод Чаплин даже сказал, что он там был где-то за кулисами и ничего не видел. Значит это носило безобидный характер. То есть при всем желании, с какой стороны ни подъезжай — со стороны вреда, ущерба, психической травмы, нанесенной верующим, — человек молится, а тут писк начинается и музыка бесовская — но этого же не было.

Возьмите, например, действующие храмы-памятники, к которым храм Христа Спасителя не относится, — например, Успенский собор во Владимире, где утром и вечером идет служба, а днем ходят толпы иностранцев, жуют жевачку, зачастую в шортах, стоят спиной к святыням, разговаривают и вообще, может быть, являются какими-нибудь некрещеными японцами. Для сугубо консервативного человека это тоже оскорбление.

Старообрядцы к себе не пускают в храмы разных туристов и вообще неблагообразных людей и даже женщину без платка. Если бы кто-то ворвался без платков в старообрядческий храм — что же теперь, уголовное дело заводить? И почему во владимирский собор можно входить, вести совершенно светские беседы и, показывая указкой говорить, что здесь изображено то-то и то-то. Может быть, верующему человеку это слушать вообще противно было бы. Но это получится какой-то радикализм, типа исламского.

- Как Вы считаете, общество поддержит приговор, если они получат реальный срок?

- Я думаю, что если взять любую выставку современного искусства и провести по ней людей, раньше ничего такого не видевших, то они скажут, что вообще надо расстреливать за такие вещи. Хрущев в свое время именно так отреагировал. Но если Надежду Толоконникову и Марию Алехину покажут по телевизору, симпатии все же будут на их стороне. Все же они симпатичнее отца Всеволода Чаплина.

Ведь слова панк-молебствия по гостелевидению произносить не будут, "Богородица, Путина прогони" повторять побояться.

- "Попали под раздачу" в связи с выборами?

- Да, это было перед выборами. Это явно была акция протестная.Сейчас все видят в ней провокацию. Получается, что тот, кто сделает что-то, что не нравится власти, обязательно провокатор.

В этом храме "о властех и воинстве" молятся, а против властей вслух никто не посмел молиться, кроме этих панков.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования