Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России ФАРИД АСАДУЛЛИН: «Сегодня именно структуры, работающие в рамках СМР и ДУМЕР, воплощают принципы умеренности и компромисса в российском исламе»


"Портал-Credo.Ru": Позвольте поздравить Вас, Фарид-хазрат, с праздником "Мавлид", в этом году приходящимся на 4 февраля. В связи с процессом реорганизации Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в РФ возникают вопросы и о текущей деятельности научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя", который учрежден старым составом Фонда и исламскими университетами Казани и Махачкалы и, благодаря Вашим усилиям, стал заметным явлением в общественно-религиозной жизни мусульман России. Ваша подпись от российской стороны стоит под документом о создании в Москве этого центра в декабре 2009 г., когда в Кувейте проходило V заседание Группы стратегического видения "Россия – Исламский мир". Насколько известно, Вы, покинув пост директора центра, остались членом его Попечительского совета. Как складывается работа этого центра сейчас?

Фарид Асадуллин: Приятно, что Вы вспомнили о нашем празднике. Спасибо.

Ваш вопрос следует адресовать тем, кто сегодня возглавляет Центр "Аль-Васатыйя" и входит в его правление. Меня сегодня как члена попечительского совета, который осуществляет надзор за деятельностью центра, интересует только отчет директора организации и ревизионной комиссии по итогам 2011 г. Согласно уставу центра, совет попечителей раз в год обязан проводить такую аудиторскую работу. Однако такая возможность сегодня нам не предоставлена, а это прямое нарушение устава организации. Попытки вывести совет попечителей из процесса контроля над деятельностью правления "Аль-Васатыйи" я считаю ошибочным шагом, который нельзя допустить.

Внимание к деятельности центра продиктовано и тем, что само его открытие в Москве стало возможным благодаря прямой заинтересованности председателя Совета муфтиев России Равиля-хазрата Гайнутдина. Именно он благословил этот важный для России проект, обсудив детали его реализации в ходе переговоров летом 2010 г. с заместителем министра по делам ислама Кувейта доктором Аделем аль-Фаляхом.

Анализируя ситуацию в умме, могу сказать, что сегодня именно духовные структуры, сотрудничающие или работающие в рамках СМР и ДУМЕР, воплощают принципы умеренности и компромисса в решении насущных вопросов российских мусульман. Именно эти принципы легли в основу решений VII Международного мусульманского форума в ноябре 2011 г., успех которого превзошел все ожидания. Именно Равиль-хазрат артикулирует позицию мусульманского сообщества на переговорах с высшим руководством арабо-мусульманских стран. И делает это очень ответственно и умело, с большим патриотическим чувством. Переговоры с Махмудом Аббасом, прошедшие в резиденции муфтия в январе сего года, лишнее тому подтверждение.

Гарантом "васатыйи" (серединного, умеренного пути в понимании ислама), которая сама по себе является прежде всего квинтэссенцией татарского богословского наследия прошлых веков, является муфтий Равиль Гайнутдин. Поэтому сегодня, когда власть формулирует новые параметры сотрудничества с исламской уммой страны, важно задуматься, где должна быть основная площадка реализации этого, безусловно, важного и актуального для российских мусульман миротворческого проекта. Это важно и для государства, которое за последние годы научилось отличать зерна от плевел, то есть настоящих и ответственных духовных лидеров от их карикатурных антиподов, и для мусульманского сообщества, которое нуждается в надежных духовных ориентирах. Для этого необходимо настоящее духовное попечительство.

То, что Совет муфтиев России был юридически исключен из состава учредителей научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя", я считаю большим упущением. Об этом мне несколько раз говорили и во время моей командировки в Кувейт.

- Много слухов ходит относительно Вашей отставки от руководства этим центром летом прошлого года. Для многих, кто знает Вас лично и не первый год, это было связано с реакцией определенных кругов на Ваши тесные связи с Советом муфтиев России, против которого в 2011 г. была развязана грязная информационная война. Развейте слухи, если это не секрет…

- То, что произошло на том памятном заседании, я считаю чистой воды спланированным рейдерством. Поводом для моего снятия с должности послужили надуманные обвинения в несанкционированном выезде в Кувейт группы саратовских мусульман (среди которых, как меня убеждали, оказались "лица с экстремистскими убеждениями"). Прозвучали дежурные слова о "ваххабизме" и Ибн Таймийе (арабский богослов XIII-XIV веков, выступал против необоснованных "бида-а" (новвоведений) в исламской практике. Считается одним из духовных предтеч салафитов нового времени, в том числе Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба. При этом сам Ибн Теймийя был суфием, то есть во многом оппонентом салафизма в его нынешнем виде – "Портал-Credo.Ru"), идеи которого якобы заложены в кувейтском проекте, и еще много того, за что я должен нести персональную ответственность. Пересказ займет много времени. Докладная записка под названием "Дополнение к протоколу от 01.06.2011 г.", где есть изложение этой ситуации, была передана исполнительному директору Фонда исламской культуры, науки и образования Д. Бондаренко. Абсурдность этой ситуации доказывает и то, что на том же заседании меня, как "не справившегося со своими полномочиями", включили наряду с Фаляхом и Хожахметом Кадыровым в состав попечительского совета, что на самом деле еще больше повысило мой статус. Мой интерес к деятельности центра сегодня ограничен только этим. Средства, получаемые от наших кувейтских братьев, должны идти на благие, оговоренные уставом центра, цели.

- Ваша деятельность в составе Общественной палаты РФ в конце прошлого года подошла к концу. Как Вы оцениваете результаты этой работы? Есть ли чувство удовлетворения от этой общественной деятельности?

- В целом это хорошая проверка своих возможностей, полезная школа общественной работы. В ОП я представлял Совет муфтиев России, мой отчет о проделанной работе был принят председателем Совета муфтиев России и в целом был одобрен. С аппаратом палаты и с комиссией по свободе совести, куда я входил два года, у меня остались добрые отношения, которые, надеюсь, мне пригодятся в будущем. В ОП родилось много нужных и полезных для общества инициатив, поэтому этот институт гражданской активности должен работать и самосовершенствоваться.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования