Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель отдела современных религиозных процессов Института философии НАН Украины, д.ф.н. ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ: «Одесситам и донецким не удалось захватить власть в Церкви. Это большая победа киевлян»


"Портал-Credo.Ru": 26 января в Киеве состоялось заседание Синода УПЦ МП, на котором митрополит Владимир (Сабодан) был фактически отстранен от управления Церковью. Как Вы оцениваете это событие? И каковы могут быть его последствия?

Людмила Филиппович: Я бы не стала так категорично оценивать то, что произошло на Синоде. Вы правильно сказали "фактически". Но, мне кажется, что формально этого не произошло. Мы видим, что сейчас к управлению Киевской епархией пришли новые люди — речь идет о настоятеле Киево-Печерской лавры Павле, — но это совершенно не свидетельствует о том, что Владимир (Сабодан) признан недееспособным, и что он отказывается от управления Церковью.

Я думаю, что украинцы достаточно сознательны и достаточно ответственны и не допустят того, чтобы наиболее авторитетного религиозного лидера в Украине сегодня вот таким образом могли отстранить от руководства Церковью. Он был, есть и будет — пока он жив — в соответствии как с моральным законом, так и с уставом этой Церкви — предстоятелем УПЦ МП.

Но Вы совершенно правы в том, что есть определенные опасности, которые, я думаю, сумеют преодолеть церковные иерархи, поскольку они понимают, что сейчас для Церкви самая большая опасность — это разбалансировка, разделение ее на несколько враждующих лагерей. Поэтому главные усилия будут направлены на то, чтобы все-таки сохранить целостность этой Церкви, чтобы не было очередного раскола.

- Но эта группа, которая сейчас пришла к руководству Церковью, настроена промосковски или допускает идею "канонической автокефалии"?

- Сложный вопрос. Это вопрос об особенностях украинского менталитета. Еще полгода тому назад настоятель Киево-Печерской лавры Павел категорически отверг любые предложения о сотрудничестве с Одесским и Донецким митрополитами. А сегодня его называют одним из членов этого "треугольника". Я думаю, что из всех возможных кандидатур, из всех возможных зол выбрали наименьшее.

Мне кажется, что настоятель Киево-Печерской лавры – это фигура, которая удовлетворяет в большей степени, конечно, промосковские силы. Однако мы можем указать на то, что ни одесситам, ни донецким не удалось захватить власть в Церкви. А это уже большая победа киевлян. Временное исполнение обязанностей руководителя этого престола на сегодня является, на мой взгляд, наиболее нормальным выходом из сложившейся ситуации.

Никто не собирается складывать, как говорится, оружие. То есть остается большая надежда, что скоро вернется к исполнению своих обязанностей фактический и формальный предстоятель. Многое будет зависеть от его слова. Он абсолютно в здравом уме. И это увидел приезжавший из России митрополит Иларион. Он засвидетельствовал, что предстоятель Церкви Владимир может руководить этой Церковью. Но временно, учитывая, что происходит положительная динамика в изменении состояния его здоровья, нет смысла волновать предстоятеля Церкви такими вот внутренними церковными проблемами. Мне кажется, что это мудрое решение. Можно только пожелать Павлу двигаться в русле тех идей, тех концепций, тех теорий и тех практических шагов, которые делал предстоятель до своей болезни.

- Насколько нам известно, митрополит Владимир хотел принять участие в заседании Синода 26 января. И просил провести его там, где он находится. Но этого не было сделано, и Синод прошел без его участия. О чем это говорит?

- Это говорит, наверное, о том, что пытаются таким образом игнорировать предстоятеля. И немаловажную роль в этом играют СМИ, которые говорят, что вот, он фактически отстранен. Я думаю, что любое решение, поскольку оно человеческое, можно изменить. Видимо, такие изменения и будут сделаны в Церкви, потому что нужно принимать взвешенные и грамотные решения. Если допущена ошибка в уставе Церкви и в проведении синодальных заседаний, то, мне кажется, что нужно эту ошибку принять и сделать то, что соответствует уставу Церкви.

- При митрополите Владимире большое влияние на церковное управление имел архиепископ Александр (Драбинко). Каково его положение при новом раскладе сил?

- Как Вы думаете, если у Вас нет рычагов, у Вас отобрали ключи от храма и запретили Вам подписывать какие-либо документы, наверное, это все-таки свидетельствует о том, что влияние упало? Как бы мы не говорили о духовном авторитете, но когда у тебя есть материальные и финансовые механизмы, то ты чувствуешь себя гораздо более уверенно. Но любое состояние изменчиво. И мы просто не знаем истинных причин — широкую публику не познакомили с тем, что нашли в результате проверок, которые были организованы по изучению строительства кафедрального собора.

Но это и не мирское дело. Этим должна заниматься, без сомнения, Церковь — это внутрицерковные дела. Если есть к нему претензии, то, я думаю, что Церковь найдет, в какой форме их исправить и предъявить эти претензии Александру (Драбинко).

Пока что ситуация выжидательная — все ждут возвращения предстоятеля Церкви. И Драбинко постоянно бывает у предстоятеля, постоянно с ним контактирует. Я думаю, что Владимир всегда отличался здравым умом, ему просто необходима вся полнота информации, чтобы сделать правильные выводы.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования