Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма «В скорбех и печалех Утешение» в Санкт-Петербурге (РПАЦ) протоиерей АЛЕКСИЙ ЛЕБЕДЕВ: "Митрополит Валентин был твердым человеком и любил твердых людей"


"Портал-Credo.Ru": Отец Алексий, какую память оставил у Вас почивший Митрополит Валентин?

Протоиерей Алексий Лебедев:
Сначала несколько слов о том, как я попал в Суздаль. Это произошло в 2001 году. Тогда единая РПЦЗ пережила переворот, Митрополита Виталия отправили на покой и было объявлено о том, что Церковь берет курс на соединение с Московским патриархатом. Многие люди, в том числе я, не считали более возможным находиться под омофором Синода РПЦЗ и поэтому стали искать православных епископов. Первый раз я приехал в Суздаль без каких-то конкретных целей, просто познакомиться. Потом было еще несколько поездок, и, в конце концов, несколько человек из бывшей общины РПЦЗ в Петербурге приехали с намерением присоединяться к владыке Валентину.

Митрополит очень по-доброму относился к приходским священникам, как и вообще к прихожанам, с которыми когда-либо сталкивался, – или он сам к ним приезжал, или они к нему приезжали. Он понимал, что в отношении общин, которые существуют по всей России и в других местах, у него нет каких-то "мер принуждения". Понимал, что общение может быть результатом только сознательного следования определенному церковному курсу, которому следуют Синод и Митрополит и который, соответственно,  разделяют общины.

Если владыка Валентин мог помочь, он помогал. Мог сказать: "Почему у тебя такая бедная икона Воскресения? Вот, возьми денег на икону". Например, я не ожидал, что мое рукоположение состоится так быстро, и не подготовился. Он говорит: "У тебя есть подрясник? Нет? Я тебе свой дам. Есть у тебя ряса? Я тебе свою дам". И я рясу, которую он мне пожертвовал, такую теплую, до сих пор ношу и все время его вспоминаю …

Одним из самых больших грехов с точки зрения владыки Валентина был алкоголь. Он очень отрицательно относился к зависимым от вина людям. Часто вспоминают отрицательные свойства его характера. Но я считаю, что они в большей степени объясняются, во-первых, его жизненным опытом, когда разного рода "отрицательных людей" встречалось больше, чем хороших. И, к тому же, последние 20 лет его донимали многочисленные болезни.

Он был холерик, достаточно эмоциональный, иногда, может быть, не сдерживал свои эмоции, но всегда был готов, как мне кажется, не помнить зла. Он сам был твердым человеком и любил твердых людей. Кто прогибался перед ним, того он не очень уважал. А кто не прогибался, того он уважал таким, какой он есть.

- Что будет с Церковью после его ухода?

- У меня позиция такая. Мы находимся в РПАЦ не из-за личности Митрополита Валентина, а из-за того курса, того учения, которое он исповедовал и которым идет РПАЦ. А курс Истинного Православия, как я понимаю, меняться не будет. И поэтому могут быть какие-то внешние житейские изменения, нестроения, давление, внешнее в основном, но я думаю, что в русле этой возможной волатильности сам курс Церкви не изменится.

- А кто может занять место Митрополита Валентина?

- Я думаю, этот вопрос вообще не должен ставиться как проблема. Это решать архиереи будут. Но у нас старейший епископ – владыка Феодор. И он был в курсе всего, он был в курсе суздальских дел, в курсе имущественных дел, в курсе каких-то политических дел и в курсе дипломатии церковной, как внешней, так и внутренней. И я думаю, что владыки наши его выберут. С одной стороны, это будет и преемственность, а с другой стороны, владыка Феодор полон сил.

Хотя, конечно, всякое может быть. Может, архиереи выберут кого-то другого. Кого бы ни выбрали, я считаю, что ничего смертельно опасного для курса Церкви не будет. Но у меня есть свое пожелание. Хорошо было бы, если бы архиереи, отдав дань памяти и все почести усопшему Митрополиту, смогли найти в себе силы подвести итоги и, может быть, обратиться к архиереям других Синодов, со сходными позициями и общим происхождением. Возможны какие-то переговоры внутри ИПЦ. И тогда там, где у нас была опасность, там бы и спасение выявится. Всегда в христианстве смерть дает жизнь. Нужно говорить о взаимном прощении, взаимопонимании.

- А в отношениях с РПЦ МП что-то изменится?

- Думаю, ничего не изменится. У владыки Валентина были какие-то старые связи и заслуги в РПЦ МП. Известно, что, несмотря на все преследования и конфликты, ему несколько раз предлагали "вернуться" туда. У других наших архиереев нет таких старых связей, сами по себе они МП не интересны.

А в общем, я не думаю, что что-то изменится в отношениях с МП. У нас отношения с ними строятся не на каких-то личных или имущественных основаниях, а на вероучительных. Ничего у них там не изменилось и вряд ли изменится. Мы всех любим, и их тоже. Но молиться вместе не хотим.

В заключение я позволю себе некоторое сожаление высказать, что владыка Валентин к нам не приехал, не успел. Последний раз, когда я его видел на именинах 4 мая 2011 года, он сказал: "Я к вам приеду в Санкт-Петербург". Но вот не получилось. Очень жаль.

Беседовал Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования