Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Комитета защиты верующих, член Московской Хельсинкской группы священник ГЛЕБ ЯКУНИН: «РПЦ МП и власти попытаются теперь полностью ликвидировать Церковь владыки Валентина»


"Портал-Credo.Ru": Отец Глеб, что бы Вы могли вспомнить о Митрополите Валентине в связи с его кончиной?

Священник Глеб Якунин: Владыка Валентин Суздальский был в определенном смысле пионером. Он первый широко известный священнослужитель, который дерзнул выйти из церковной империи – из Русской Православной Церкви Московского патриархата. Это случилось на заре нашей демократии, в 1990 году, я в то время был заместителем председателя Комитета свободы совести и вероисповедания Верховного совета РСФСР. И когда мы услышали о поступке Валентина, я примерно на третий день был командирован Советом в Суздаль.

Приехав, я увидел необыкновенное, огромное количество народа в храме и около храма, и вообще много суздальчан было на улице, и это все воспринималось как тревожный, но все-таки великий праздник. А произошло это потому, что тогдашний назначенный епископ по указанию патриархии перевел владыку Валентина на другой приход. И это был первый случай, когда верующие так демонстративно встали на защиту своего любимого пастыря, а он был очень популярный в Суздале. И он, отвечая на чувства верующих, отказался переходить в другой храм.

И когда я уезжал от Валентина, то обратил внимание, что на улице, в стороне чуть-чуть, стояла такая представительная комиссия из высших работников Совета по делам религий, которые туда приехали из областного управления. И областное начальство, и районное. Они так на меня посмотрели внимательно, были очень встревожены, поздоровались со мной, я к ним не подошел – пошел дальше.

Конечно, в тех условиях, когда демократия еще только зарождалась в России, они побоялись что-либо с ним делать. И Валентин вскоре после того, как он вышел из подчинения Московской патриархии, перешел в Зарубежную Церковь, и началась его деятельность. В РПЦЗ он получил правильную епископскую хиротонию.

- После 1990 года, когда Вы его впервые увидели в Суздале, Вы потом общались с ним?

- Да, общался, и очень часто. Почитательницей его была активная общественная деятельница и писательница, ныне покойная, Зоя Крахмальникова, жена писателя Феликса Светова, дочка их сейчас известная журналистка – Зоя Светова. Мы часто ездили с Зоей Крахмальниковой к Валентину. Просто наши пути с ним потом несколько разошлись, поскольку мы были настроены либерально-реформаторски. Но я всегда относился с уважением к владыке Валентину, учитывая то, что он внял желаниям своего прихода и встал на путь свободы и строительства новой независимой церковной организации.

- Сейчас РПЦ МП пытается расправиться с РПАЦ…

- Да, пару лет назад это началось. Патриарх Алексий, по-видимому, не решался с ним расправляться, а Кирилл испытывает, по-видимому, личную неприязнь к Валентину. И он начал эту кампанию, которая сейчас временно приостановилась, но боюсь, что в этих условиях она продолжится.

У владыки Валентина уже было несколько десятков зарегистрированных храмов, и не только во Владимирской области, и было несколько десятков незарегистрированных, как бы подпольных храмов, – и вот началась кампания против него, и наши послушные суды штамповали отнятие у него как в Суздале многих храмов, так и вовне. К тому же его стали обвинять в педофилии. Я могу поручиться, что это гнусная клевета!

- А кто обвинял его в педофилии?

- Я сейчас не помню имена. Юридически оформленного обвинения не было, но слухи распространяли. Особенно бывший его, по-моему, секретарь или помощник.

- Какая перспектива у РПАЦ без Митрополита Валентина?

- Они проведут Собор, епископов у них достаточное количество, выберут нового епископа. Но со стороны РПЦ МП будет попытка, конечно, разгромить полностью его церковную организацию. Когда произошла переориентация Кирилла (Гундяева) на предполагаемую победу Владимира Путина, началось ужесточение вообще политики Московской патриархии к иным Церквам, и, думаю, что это произойдет и в отношении Церкви Митрополита Валентина, они попытаются полностью ее ликвидировать.

- Разве РПАЦ – это Церковь Митрополита Валентина, и там нет достойных иерархов, которые сменят его?

- Нет, конечно, там есть достойные священники молодые, и, самое главное, у них будет свободное волеизъявление, это будет подлинный народный Собор, чего, к сожалению, в Московской патриархии давно нет. И сам Митрополит Валентин был избран свободным волеизъявлением. Он был такой лидер, который вел всю Церковь свою за собой.

Я думаю, Собор будет в скором времени, они откладывать не будут. Может быть, даже не будут ждать сорокового дня, быстро проведут Собор и выберут достойного преемника.

Другое дело, что в РПЦ МП еще нет окончательной уверенности для того, чтобы начать разгром Церковь владыки Валентина. Сам Патриарх Кирилл находится под дамокловым мечом. Будет ли у него время на травлю РПАЦ в условиях переориентировки с действующего как бы либерального президента Медведева на Путина с его жесткой политикой? Проблема заключается еще и в том, что совершенно неожиданные профашистские выпады Всеволода Чаплина вызывают фантастические протесты в Украине. И дамоклов меч в каком-то смысле находится в руках Украины. Борясь с РПАЦ, Кирилл одновременно может потерять всю Украинскую Православную Церковь Московской патриархии. Напрямую Валентин и Украина не связаны, но, по крайней мере, может быть обострение ситуации между РПЦ МП и УПЦ МП, и Кириллу будет не до того, чтобы разбираться с Автономной Церковью.

Беседовал Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования