Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Секретарь Священного Синода УПЦ КП епископ Богуславский ЕВСТРАТИЙ: «Неэтичные действия Москвы во время болезни митрополита Владимира (Сабодана) еще больше отдаляют УПЦ МП от Москвы»


"Портал-Credo.Ru": Уже довольно долго предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан) тяжело болен и не общается с внешним миром. Вокруг этого происходит множество всяких спекуляций. В частности, митрополит Агафангел (Саввин) объявил себя "Первенствующим членом Синода" УПЦ МП. Как Вы бы могли это прокомментировать? Как ситуация со здоровьем митрополита Владимира влияет на общую религиозную ситуацию в Украине?

Епископ Евстратий: Наверное, надо начать с того, что здоровье митрополита Владимира уже давно оставляет желать лучшего. Но, конечно, раньше он был более активным и деятельным, чем в последние месяцы, после того как сначала повредил шейку бедра, а через месяц ему пришлось перенести еще одну операцию. И сейчас он прикован к больнице. Очевидно, что даже при самых оптимистических прогнозах, ему необходим достаточно длительный курс лечения.

Но, тем не менее, то, что происходило в последние годы в связи с ухудшением здоровья митрополита Владимира, определенным образом подготовило УПЦ МП к нынешнему развитию событий. За последние 5-7 лет постепенно сложилась такая система управления Церковью, которая не требует непосредственного повседневого надзора и вмешательства, а также руководящих действий со стороны предстоятеля.

В последних публикациях пресс-секретарь митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко как раз на это обращает внимание: у Церкви есть синодальные отделы, есть управление делами. И все текущие вопросы церковной деятельности решаются.

Как показывает практика, справляются они достаточно неплохо. То есть никакого управленческого коллапса или чего-то подобного в связи с тяжелым заболеванием митрополита Владимира не наблюдается. Церковь живет своей жизнью.

Хотя, конечно, в связи с тем, что вопрос о возможной вакантности митрополичьего престола стал намного более острым, явственно наблюдается некоторая нервозность в тех кругах, которые так или иначе заинтересованы непосредственно в исходе этих событий.

Но я бы не драматизировал происходящего. А действия митрополита Агафангела, объявившего себя "первенствующим членом Синода", – это был своеобразный фальстарт. Зная о нем, как о церковном деятеле и как человеке, я абсолютно исключаю любую возможность того, что он совершил эти действия без согласования, а, может даже, и прямого указания из Москвы. От кого он получал такие указания, в принципе, не так уж и важно. Будь это лично Патриарх Кирилл, или митрополит Иларион, или протоиерей Николай Балашов, или еще кто-либо – суть от этого не меняется. Я более чем уверен, что назвать себя "первенствующим членом Синода" и под этим предлогом разослать всему епископату приглашения на богослужение в Киево-Печерскую лавру – это была идея не самого митрополита Агафангела. Таким образом, мне кажется, Москва попробовала проверить реакцию Украинской Церкви и реакцию в Украине на возможный способ развития событий.

Насколько мне известно, когда состояние митрополита Владимира резко ухудшилось, и он перенес вторую операцию, уже производились попытки организовать созыв Синода под руководством митрополита Агафангела для признания митрополита Владимира недееспособным и для фактического отстранения его от управления. Даже не столько его, сколько тех, кто сейчас организует церковное руководство в УПЦ МП. Как говорил один небезызвестный российский политический деятель — организовать "силовой перехват власти" (в УПЦ МП).

Но, судя по всему, идея с "первенствующим членом Синода" на данный момент своего развития не получила. Прошло уже несколько недель после этих событий, и кажется, что среди большинства епископата УПЦ МП идея признания митрополита Владимира недееспособным и передачи фактического управления в руки митрополиту Агафангелу или еще кому-либо из тех, на кого делает ставку Московская патриархия, не нашла своей поддержки.

– А это как-то сказывается на общей религиозной ситуации в Украине?

– В целом я бы не сказал, что каким-то особым образом это кардинально сказывается на религиозной ситуации в Украине, хотя вполне возможно, что свое скрытое влияние все эти события оказывают. Это не лежит на поверхности, но, возможно, не очень явное, но это влияние есть.

Состоит оно в том, что такие неумелые, поспешные и, мягко говоря, не очень этичные действия Москвы – даже со светской точки зрения, не говоря уже о церковной – в отношении митрополита Владимира оставляют след в душах епископата, духовенства и верующих – тех, кто искренне уважает митрополита Владимира. И для кого он, несмотря на физическое состояние, остается предстоятелем и авторитетным иерархом Церкви.

Я думаю, что это еще больше отдаляет УПЦ МП от Москвы и продолжает ту тенденцию, которую мы видим на протяжении последних лет. Тенденцию, ярко проявившуюся во время проведения Поместного Собора, созванного вопреки желанию Москвы. Этот Собор показал, что УПЦ МП действительно старается быть независимой от Москвы в своем управлении.

Поэтому, с одной стороны, произошли действия, которые предпринял митрополит Агафангел и которые явно санкционированы из Москвы, – и они не увенчались успехом, а скорее еще на один шаг отдалили УПЦ МП от Московской патриархии.

А с другой стороны, независимые от Москвы православные юрисдикции – Киевский патриархат и УАПЦ – неоднократно заявляли и декларировали, что они выражают самые лучшие пожелания и хотели бы выздоровления митрополита Владимира. Главы Киевского патриархата и УАПЦ публично заявили, что они молятся о его выздоровлении.

Я думаю, что эти факторы в целом способствуют, может быть, на каком-то внутреннем уровне, преодолению существующего разделения в украинском православии.

Насколько эти факторы будут решающими – сказать сложно. Тем не менее, мне кажется, что болезнь митрополита Владимира определенным образом выявляет, кто есть кто.

– Консолидирует украинское православие?

– Определенным образом, да. Как мне кажется, это проявление промысла Божьего, который даже то, что происходит плохого – болезнь митрополита Владимира явно не относится к числу хороших и приятных событий – обращает к пользе Украинской Церкви, украинского православия. Митрополит Владимир, таким образом, даже будучи немощным и находясь в реанимации, служит преодолению разделения и нахождению лучшего взаимопонимания между православными.

К сожалению, Московская патриархия не понимает украинской ситуации. И с каждым месяцем, с каждым ее шагом в отношении Украины это становится все более очевидным. Она строит свои действия, исходя из каких-то фантастических представлений об Украине и украинской церковной ситуации, совершенно не связанных с украинскими реалиями. Возможно, больше связанных с планами "Русского мира" и соответствующими действиями, которые совершает Патриарх Кирилл. Но в украинских реалиях действия Московской патриархии только ухудшают ее положение и мнение о ней, в том числе, и в среде тех, кто до недавнего времени был ее преданным сторонником.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования