Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

В.н.с. Института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву РОМАН ЛУНКИН: «Называть то, чего нет, «нравственностью» - это медийный куртуазный маньеризм спикеров РПЦ МП»


"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете масштаб агитации, которую, так или иначе, вели политические партии через религиозные организации в преддверии парламентских выборов в России 4 декабря?

Роман Лункин: Нынешняя избирательная кампания была довольно вялой, энтузиазма не было ни у самих представителей партий, особенно правящей партии "Единая Россия", ни у потенциальных избирателей. Было такое ощущение, что все думали "пусть будет все так, как будет". Однако это была не пассивная апатия, а наоборот – активное ожидание просто "у моря погоды".

Ожидание – как уже сейчас можно утверждать – было настороженным после сентября этого года и знаменитой рокировки президента и премьера, которая многих неприятно обидела самим фактом обращения с обществом. К этому добавилась общая усталость от партии власти.

Собственно, эта же усталость наблюдалась и в религиозном пространстве. Религиозные лидеры и так, в обычной обстановке, редко решаются на политические заявления, или, вернее, на те слова, которые они говорят в политически важной для них ситуации.

Определенного запроса у партий на религиозный фактор до сих пор нет. В России же нет партии, в которой состоят преимущественно православные, и партии католиков, протестантов, мусульман. По закону религиозные партии создавать запрещается, но даже неформально, несистемно ничего такого нет. На фоне скудости политического пространства есть заказ только на образ "православного политика", который ни к чему не обязывает, и меньше всего обязывает защищать демократию и честность подсчета голосов на выборах. Губернаторам, чиновникам рангом ниже даже ничего и не надо делать для Церкви, чтобы казаться православными – они просто при телекамерах встречаются с епископами. Премьер-министр России приложился к поясу Богородицы, как и многие другие политики. Споров за РПЦ МП или против нее пока среди политиков не ведется, но общественная волна вынесет эту тематику на следующие выборы, в том числе и благодаря активной позиции самой Церкви и Патриарха Кирилла, "миссионерскому императиву" и скандалам вокруг собственности и финансов патриархии, которые будут регулярно появляться.

Несущественность религиозного фактора в партийной идеологии других партий хорошо видна на примере партии "Справедливая Россия" - вроде бы и православие Сергей Миронов поддерживает, и проправославный сайт "Религия и СМИ" у партии есть, но толку никакого. А самым харизматичным лидером оказывается Геннадий Гудков, о чьих религиозных взглядах практически ничего неизвестно.

- Был ли каким-то образом представлен "религиозный фактор" на нынешних выборах?

- Самым ярким символом поддержки со стороны религиозных объединений единороссов и, как теперь говорят, дуумвиров, стали приветствия их рокировки со стороны официальных представителей РПЦ МП. Прежде всего, ярко лояльную позицию Церкви как института тандему выразил протоиерей Всеволод Чаплин, заявивший о "моральности" поступка Путина и Медведева, о братской любви и гармонии в отношениях двух глав государства (не сочтите это за пропаганду того, что запретили в Петербурге). После выборов отец Всеволод продолжил линию на гротескное описание поддержки власти со стороны РПЦ МП – итоги голосования глава Синодального отдела объяснил стремлением к социальной справедливости, хотя ясно, что прямо с "Единой Россией" никто не связывает свое благополучие, а против единороссов голосовали также совсем не поэтому. И потом был сделан вывод о большей социальной ответственности будущих депутатов и их профессионализме, хотя над этим можно лишь посмеяться. Называть то, чего нет, явным фактом и "нравственностью" - это уже превращается в своего рода вид творчества – медийный куртуазный маньеризм спикеров Церкви. 4 декабря в Донском монастыре Кирилл лишь подтвердил курс на стабильность, не удержавшись, чтобы не уязвить демократическую политическую систему, которая отделяет "народ от общества".

Внешне, формально, и в этом отец Всеволод прав, Церковь никого прямо не поддерживала и не призывала голосовать за "Единую Россию", но нейтралитетом ее позицию также нельзя назвать. Вряд ли человек в здравом уме усомнится в том, что повторение путинских слов о стабильности и консерватизме является фактической поддержкой партии "Единая Россия", так же как и выступление отца Всеволода на съезде единороссов в поддержку "Общероссийского народного фронта". И тут опять проявляется эта своеобразная куртуазность позиции официальных спикеров РПЦ МП – все единичные в общем-то случаи поддержки священнослужителями единороссов и благословения на подлог голосов были мелочными, но высшему кругу духовенства было разрешено почти прямо, но корректно, заявить о своих предпочтениях.

Наконец интересен вопрос об участии других религий в предвыборной борьбе. Их задача упрощается, поскольку все главные намеки сделала патриархия, да и во всех важных встречах она за них поучаствовала и там выступила. Никому больше не надо, и хорошо, только спокойнее от этого будет. Мусульмане, буддисты, иудеи, католики, старообрядцы мало отличились в этом отношении.

Однако стоит выделить позицию протестантских Церквей, которая была четко выражена главой РОСХВЕ, членом Общественной палаты РФ епископом Сергеем Ряховским. Он также побывал на съезде "Единой России", после чего заявил, что Чаплин выступал от лица всех верующих и он с ним согласен, также поддержал "Общероссийский народный фронт" и, несмотря на наличие проблем у евангельских церквей, занял позицию в целом умиротворяющую и лояльную. Большего, как говорится, никто и не требовал. Обычно с 1990-х годов евангельские верующие, баптисты, пятидесятники, евангелисты, голосовали за "Яблоко", затем их позиция выровнялась до общероссийского стремления к социальной стабильности в виде "Единой России", а на этих выборах многие протестанты, как и многие россияне вообще, могли поддержать "Правое дело" во главе с Прохоровым. Но и Прохорова не случилось, и единороссы перестают быть символом стабильности. Демократическую позицию выразил лишь бывший глава Союза баптистов пастор Юрий Сипко, который усомнился в моральности рокировки тандема, в честности политического процесса. В устах баптиста это звучало весьма органично, так как в честность происходящего не верит никто, как показала реакция на итоги выборов 4 декабря, а протестанты, которых большая часть общества называет "баптистами", и в советское время считались образцом честности. В исторической перспективе, очевидно, что мировоззрение Сипко спасает лицо российского протестантизма на общем топком, вязком фоне - в социальном смысле это означает, что протестанты перестали быть фанатичной совестью общества, как в советский период, а стали плотью от плоти значительной части россиян, которые желают лишь стабильности. На отсутствие честности и чистоты есть только один ответ: "Ну тут в России по-другому не бывает".

В целом, это не плохо и не хорошо, но подлежит изменению, так же как и роль других религий в политике будет увеличиваться. В случае с мусульманами и протестантами – скорее, в регионах, в противовес лояльным лидерам в центре.

Пока же по-прежнему вектором, за которым следуют все религиозные лидеры, является позиция РПЦ МП, вернее - ее центрального аппарата.

Но официальное православие постепенно превращается в социальную и гражданскую силу, в том числе благодаря призывам и инициативам Патриарха Кирилла. Ярким свидетельством этому стали статьи целого ряда молодых священников РПЦ МП на портале "Православие и мир" - отца Димитрия Свердлова, отца Феодора Людоговского, а также комментарии отца Александра Ильяшенко и протоиерея Георгия Митрофанова. Для меня их позиция стала настоящим откровением, гражданским пробуждением и нравственной позицией представителей Церкви, которую, наконец, услышали люди. Убежден, что это и гражданский подвиг для портала "Православие и мир".

- Какими последствиями для религиозных организаций России чревато
новое распределение мест в Госдуме?

- Распределение мест в думе является тайной за семью печатями, большинство, безусловно, остается за единороссами. Религиозным объединениям, особенно тем, кто больше заинтересован в соблюдении свободы религии и убеждений, Конституции РФ, Закона о своде совести, остается надеяться на то, что в новый состав Комитета Госдумы по общественным организациям и религиозным объединениям войдут новые люди, что при Комитете реально заработает Экспертный совет, что туда будут регулярно приглашать самых разных религиозных лидеров, а также юристов, социологов, историков, религиоведов. Пришло время обсуждать религиозно-общественные проблемы, судебные процессы над верующими в России, проекты поправок в Закон о свободе совести и другие законы, особенности применения антиэкстремистского законодательства в нашей стране. Дума должна стать местом, где представлено и религиозное многообразие России, хотя бы в дискуссиях в Комитетах.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования