Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Религиовед, доктор философских наук АЛИ-ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН: «В каждом округе Москвы по одной вместительной мечети на 5-10 тысяч человек пока будет достаточно»


Портал-Credo.Ru": 6 ноября на намаз по случаю праздника Курбан-байрам, по официальным данным МВД, к 4 московским мечетям пришло более 170 тысяч верующих – больше, чем собирается во всех православных храмах столицы на Пасху. О чем это свидетельствует?

Али-Вячеслав Полосин: Это свидетельствует о том, что в Москве возросло количество мусульман. Во многом это произошло благодаря приезжим, потому что в Москве очень много людей из Средней Азии, из Киргизии, из Таджикистана, Узбекистана, которые приехали на работу. Они мусульмане и естественно, что в большие праздники и по пятницам они стараются соблюдать свой мусульманский долг и посещать мечеть.

И среди москвичей, я думаю, тоже число мусульман выросло. Поэтому неудивительно, что собирается все больше людей. На самом деле, 170 тысяч — это не какая-то огромная цифра.

- Как активность мусульманского населения может сказаться на общей религиозной ситуации в городе?

- Могут быть самые разные варианты. Здесь мусульманской активности пока не особенно много, здесь можно говорить только о почитании праздников. Ведь в исламе всего два главных праздника. В этом году Курбан-байрам совпал с воскресением, с выходным днем, поэтому естественно, что пришло больше людей, потому что люди не были заняты на какой-то работе.

Поэтому я бы не стал тут говорить о какой-то особенной активности, тем более которая может как-то негативно сказаться на ситуации. Городские власти просто должны учитывать этот факт и, безусловно, проработать места молитв в большие праздники.

Я хотел бы здесь как эксперт высказать мысль, что нужно четко разделять две разные проблемы: проблему пятничных богослужений и наличия мечетей для них — и проблему двух основных праздников, потому что во всем самом традиционном мусульманском мире, включая Аравийский полуостров, на праздник многие люди вовсе не в мечеть идут, а выходят молиться в пустыню, куда-то еще. При пророке (мир ему) в праздники, когда много людей приходило, не в мечетях, а в пустыне ставились палатки, и там совершались праздничные молитвы, проповеди, общение, трапезы и так далее. Например, из новостей из Египта мы узнаем, что в Каире на площади Тахрир, где недавно были политические митинги, сейчас собрались только мусульмане для совместной молитвы под открытым небом — это нормально.

А вот что касается пятниц, то в пятницы, конечно, люди должны в мечетях слушать проповедь (худву), поэтому количество мечетей в городе должно быть рассчитано так, чтобы вместить всех желающих мусульман по пятницам. Это, на мой взгляд, городские власти должны учитывать. И, конечно, четырех действующих сегодня мечетей явно недостаточно.

- Вы хотите сказать, что на праздники во всем мире мусульмане не помещаются в мечетях?

- Да, потому что на праздники приходят все, кто и в пятницу не придет — ему нужно быть на работе или еще по каким-то причинам. Но на праздник стараются приходить все — эта особенность существует не только в исламе.

Хочу отметить, что число 170 тысяч включает только мужчин, потому что женщинам и детям в этот день вообще запрещено ходить в мечеть, ведь там давка, там скопление мужчин, среди которых женщины и дети не должны находиться. Поэтому если уж Вы говорите об абсолютном числе, то надо к 170 000 прибавить женщин и их детей, и тогда будет понятно общее число.

- Сколько, по Вашему мнению, мечетей должно быть в Москве для пятничных молитв?

- Я как-то уже высказывался по этому поводу. На мой взгляд, в каждом округе Москвы по одной вместительной мечети на 5-10 тысяч человек пока будет достаточно.

- Население Москвы всячески препятствует строительству мечетей. Какое решение этой проблемы Вы видите?

- Здесь проблема во многом искусственная. И если это с умом делать, то и население не будет против. Потому что в некоторых случаях действительно сами власти предлагают такие места, которые создают конфликт интересов. И жалобы насчет строительства православных храмов тоже имели место, и не только жалобы, но и пикеты, и митинги. Возможно, безграмотность местных властей порождает эту ситуацию.

В целом это все можно решить по-доброму. Должна быть проведена разъяснительная работа с местным населением, нужно подыскать места. Конечно, не нужно делать мечети в местах массовой застройки, где при этом проживают, в основном, немусульмане, которые начнут раздражаться, что к ним приехала масса мусульман, которые мешают проезду машин, проходу людей и так далее. Но во всем мире эти проблемы есть, и все можно решать при наличии доброй воли.

- Возвращаясь к празднику, необходимо отметить, что в этот раз было гораздо меньше конфликтов в связи с жертвоприношениями — это не так раздражало людей…

- Да, тут как раз продвинулось в позитивную сторону, потому что нигде в мусульманском мире не было такой традиции, чтобы резать баранов на улице, на площади. Это же антисанитария, это и неэтично, и непрактично, и просто вредно. Это дикость какая-то!

Конечно, это всегда делается в специально отведенных местах. То есть должны быть предусмотрены определенные места за городом или в черте города, но так, чтобы этого не видели те люди, которые не хотят этого видеть, чтобы эти места были огорожены и соблюдались санитарные нормы. Это самим же мусульманам будет только на пользу, чтобы это не вызывало нареканий, чтобы все делалось культурно, прилично, чтобы сами верующие могли с молитвенным настроем совершить все эти ритуалы. В этом плане прогресс уже есть, хотя, может быть, он и не идеален.

- Насколько мне известно, на этот раз с этим процессом в Москве был связан единственный инцидент, который закончился задержанием.

- Я знаю, что все люди, и мои друзья тоже, как-то решают этот вопрос. Кто-то просто заплатил денег другим людям, чтобы за него принесли жертву, кто-то в праздник нашел время и съездил на окраину Москвы, где разрешено совершать жертвоприношения, и в этом поучаствовал.

В конце концов, верующие же должны какие-то усилия прилагать — не в центре Москвы это обязательно делать, а куда-то съездить на окраину. Ну, потратишь пару часов, съездишь. Зато душа будет спокойна.

Главное, чтобы этого не запрещали вообще, чтобы была возможность это делать, но это было бы нормально регламентировано.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования