Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ректор Школы-студии МХАТ, д-р искусствоведения, проф. АНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ: «Если священник открыто в 90-е торговал табаком и водкой – то кто он такой? Нам сказали, что это свобода – но лучше бы не давали такой свободы»


"Портал-Credo.Ru": Анатолий Миронович, как Вы оцениваете разговоры о том, что Россия вновь стремительно становится православной, что сливаются Церковь и власть? Вас не пугает "объем духовности населения"?

Анатолий Смелянский: Безусловно, я наблюдаю весь этот процесс. Надо сказать, что религиозная сфера - это огромная часть культурной жизни нации. Но то, что произошло у нас – произошло довольно карикатурно. Все получилось, как у нас в театре – по театральной системе! Человек, вчера игравший одну роль – сегодня вышел в другой роли и по сюжету ему надо креститься! И он крестится.

Но когда это все происходит в жизни, я на это смотреть не могу: вчерашний секретарь горкома, занимавшийся антирелигиозной пропагандой, сегодня занимается религиозной пропагандой! Это компрометирует Церковь! А ведь именно в Церкви, как ни в каком другом месте, нужен человек, который мог бы быть образцом и примером.

- Вы говорите про высшее духовенство РПЦ МП?

- Ну почему? Вот вспомним Достоевского – старец Зосима. Вообще, откуда идет старчество, откуда сама идея монастыря? От желания иметь образ Божий на земле. Чтобы можно было сказать – "Вот иди и посмотри!".

- А сегодня не на кого посмотреть?

- Если священник открыто в 90-е торговал табаком и водкой – то кто он такой? Нам сказали, что это свобода – но лучше бы им не давали такой свободы. Мне понятен священник, которому запретили служить, но я отказываюсь понимать священника, который хочет зарабатывать деньги такими же способами, как в большом бизнесе.

- Церковное хозяйство, хотим мы этого или нет, тоже поддерживается денежными средствами. А какой вид "внешней" деятельности для Церкви вы находите приемлемым?

- Вот я Вам сейчас приведу совершенно замечательный пример из книги К.С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве". Надо сказать, что Константин Сергеевич был человеком очень религиозным. И вот он описывает такую ситуацию: 1917-й год, все это происходит на фоне всеобщей российской разрухи, он утром выходит из дома и идет по Камергерскому переулку на службу в Художественный театр, а ему на встречу идет его друг – священник, который направляется в свою церковь в Брюсовом переулке. И Станиславский про себя замечает: "Я иду делать свое дело, он идет делать свое. А вместе мы делаем одно дело". Кстати, далее он формулирует: "Все, что в момент катастроф может помочь людям – все должны делать вместе". Вот такое взаимоотношение Церкви с миром я понимаю и с ним могу согласиться.

- Сегодня иная ситуация?

- Мне кажется, что сегодня этого не происходит.

- А как относится к вере сегодняшняя русская интеллигенция?

- Вы употребляете понятие общей интеллигенции, а оно размыто сегодня. Я могу сказать только про тех людей, которые окружают меня, и вижу я разное отношение. В том числе и очень сильную веру и глубокое понимание, как было у Сергея Аверинцева, и тупое следование общему поветрию – все пошли в храм и я пошел. А этого быть не должно. Между прочим, как Вы знаете, самый великий русский христианин был отлучен от Церкви – это Лев Николаевич Толстой. За то, что он считал, что вера в сердце и не надо идти в какое-то здание, где сидит нетрезвый священник.

- Анатолий Миронович, следующий вопрос к Вам, как к театральному критику и как к исследователю творчества М.А. Булгакова, который своим романом "Мастер и Маргарита" вторгся в религиозную сферу самым неожиданным образом, оставив нам больше вопросов, нежели ответов. Простите за невежество, как все-таки выглядит кот Бегемот?

- Это литературный образ! Булгакову было легко написать – кот. А ты - поди сыграй!

- И как сыграть?

- Играть на сцене кота методически глупо. Конечно, это человеческий образ, ну, можно шкуру какую-то на себя набросить - смешно будет. Театр – это искусство людей и все зависит от таланта артиста. Вспомните, как Лебедев играл Холстомера – лошадь он, что ли, играл? Кино – другое дело! Там можно придумать трюки.

- Этот персонаж – сам как трюк театральный!

- Вся свита Воланда – это лучшая в мире театральная труппа! Дьявольская!

Беседовала Светлана Вайс, Нью-Йорк,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото: biograph.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования