"Портал-Credo.Ru:" Как Вы считаете, будет ли Патриарх Кирилл баллотироваться в президенты России? Священник Иван Охлобыстин: Во-первых, святейший никогда не будет баллотироваться, потому что выше царской власти может быть только власть священнослужителя. Глупо подозревать Патриарха в том, что он не понимает этого. А теократическое государство нам не грозит, это не в концепте ортодоксии как таковой. То есть мы считаем, что Господь нас принимает свободными, и поэтому так у нас обсуждаются деликатно все вопросы с чудесами. Если бы я завтра встретил Архангела Михаила или сейчас, на выходе из "Интерфакса", на улице, я остаток своих дней провел бы в ближайшей церкви у "Ленкома", разбивая лбом кафель. Но это не был бы мой свободный выбор. Меня Господь принимает таким, как я есть, во всех моих противоречиях и неудовлетворенностях.
- Вы не шутите, когда говорите о своем намерении баллотироваться в президенты? - А мое намерение баллотироваться в президенты абсолютно серьезно. Вот удивительно, но абсолютно серьезно. Если бы мне кто-то сказал недели две назад, что это будет так, я бы ответил, что это как минимум непрактично. Представляете, что сейчас будет, что только обо мне не скажут. Это нарушает представления о реальности большинства здравомыслящих людей. Но вот пример калифорнийского губернатора Арнольда Шварценеггера. Он не очень удачно окончился, хотя эффектный финал был. Надо отдать ему должное, при его возрасте выглядеть в такой физической форме, рассуждать здраво. Это не каждому дано. Тем не менее, не было прецедентов. И с тем, что я большую часть своей жизни посвятил кино, а самую важную часть своей жизни посвятил Церкви, то, если Господь направит стопы мои по этому пути, избранному сейчас, это будет что-то. Это самому мне принесет только неприятности. Так же, как и Доктрина77 в Лужниках, это не монетизируемый проект. Если я выйду к нулю по деньгам, это будет чудо. Это невозможно, даже если будет полностью заполненный стадион и плюс еще на улице будет столько же стоять. Элементарно просто посчитать: 200 рублей билеты – и 87 тысяч мест. Причем когда реализуешь билеты, тебе советуют добрые женщины: не продавайте больше 50 тысяч, не видно, какая команда с кем играет, с первых рядов. Я знаю, что иду на такие неприятности и опасности, но я люблю во всем досконально разбираться. Видимо, в этом что-то заложено от сценариста. Мы должны знать основы мотивации того или иного поступка наших героев. Моя мотивация одна - принести благо людям. Но это будут говорить все. Чего у меня не будет - это обещаний бабушкам на третий день моего правления коммунизма и пенсий в три миллиона. И я не буду таким президентом, который умеет управлять подводной лодкой. Каждый должен заниматься своим делом.
- А что есть у Вас, чего нет у остальных кандидатов в президенты? - На начальной стадии у них нет философского концепта? А я могу его предоставить. Нас хорошо обучали в институте, я был без протекции, поэтому серьезно относился ко всем предметам, включая философию и зарубежную литературу.
- А где Вы собираетесь брать деньги на избирательную кампанию? - Я не знаю. Мне кажется, когда предлагается что-то представляющее интересы, это по воле Божьей и с подачи Божьей должно решаться самим государством. Посмотрим. Сложный вопрос. Он сложный и процедурно. Я же священнослужитель. И для того, чтобы я мог приступить к этому процессу, мне нужно как минимум хотя бы молчаливое одобрение Церкви. Хотя будет странно, если этого не произойдет, потому что Церковь десятилетиями шла к тому, что хочу предложить я.
- Правильно ли я понимаю, что Вы говорите о самидентификации русского народа, о том, чтобы, по крайней мере, русские, белорусы и украинцы, осознали себя единой нацией? - Самоидентификация стоит на первом месте. Вот Вы буддийский монах. Вам же будет приятно увидеть на другой стороне улицы человека в такой же одежде, как Вы...
Беседовал Феликс Шведовский "Портал-Credo.Ru" |