Портал-Credo.Ru: Как Вы расцениваете шансы на приезд Далай-ламы в Россию в этом году? Дамба Аюшеев: Я могу сказать, что шансы на приезд Далай-ламы в Россию в начале года всегда есть. Но к концу года все меняется. Думаю, что приезд Далай-ламы в Россию теоретически возможен, просто это зависит от определенного времени; необходимо, чтобы было понимание и взаимоуважение, чтобы визит был согласован. Мы по этому вопросу достаточно хорошо работаем с буддистами Китая. Главное, чтобы они понимали, что угрозы от этого не существует. Мы, российские буддисты, сегодня поддерживаем отношения со многими буддистами азиатского региона, в том числе с китайцами, с монголами, с вьетнамскими и лаосскими буддистами, на основах взаимоуважения. Мы при встрече с китайской делегацией всегда говорим: у нас прекрасные отношения с Далай-ламой, и мы хотим, чтобы такие же отношения были с китайскими буддистами. Надо искать способы для лучшего понимания, при таком условии и будет приезд Далай-ламы. В прошлом году мы совершили поездку на территорию Тибетского автономного округа, встречались там с буддистами, поэтому понимание у нас есть. Портал-Credo.Ru: Что Вы можете сказать о результатах поездки Кирсана Илюмжинова в КНР?
Дамба Аюшеев: Поездка Кирсана Николаевича Илюмжинова была буквально за месяц до официальной поездки нашей делегации. Поэтому я не могу сказать, какие у него были цели, потому что я не встречался с ним. Я думаю, что наша делегация сделала ровно столько, сколько Кирсан Николаевич. Никаких тайн в этом нет. В составе нашей делегации были представители Республики Тыва, Алтая, нашей Бурятии, это и Читинская область, Иркутская область. В этом отношении все буддистские регионы приняли участие в этом визите. А Кирсан Николаевич повез с собой шажин-ламу Тело Ринпоче, поэтому я могу сказать, что шесть основных регионов буддизма посетили Китай. Тут ничего страшного нет. И могу сказать честно, что поднимался вопрос о визите Его Святейшества Далай-ламы. Наша позиция, российская, такова, что Его Святейшество Далай-лама существует, мы с ним поддерживаем свои отношения и будем поддерживать - так же, как с китайскими буддистами.
Портал-Credo: А какие-то мероприятия с китайскими буддистами в этом году намечаются?
Дамба Аюшеев: Ну, мы уже ответно съездили. А в этом году, скорее всего, китайская делегация посетит наш регион России. Там есть Всекитайская буддистская ассоциация, туда входят лидеры тибетского буддизма, которые проживают в Тибете. Они собраны в одной организации. Как я понял, панчен-лама, которого китайские власти сами утвердили, является вице-президентом этой организации. Портал-Credo: Вы готовы встречаться с ним в этом году? Дамба Аюшеев: Если они приедут, то почему не встретиться. В любом случае, я думаю, они приедут по линии сангхи России, с посещением всех буддистских регионов, в том числе и Калмыкии. Иначе не может быть. Республика Бурятия, Тува - Москву, я думаю, они посетят. Не должно быть никаких осложнений, потому что сами тибетцы и китайцы говорили, что была делегация от Его Святейшества Далай-ламы в Тибете, две делегации. Они говорят, что переговоры Далай-ламы с китайским правительством - это их внутреннее дело, поэтому они не будут просить, чтобы кто-то выступал третьей стороной. Они должны договориться. Мы представляем интересы Российской Федерации и наши отношения должны быть равномерными. Так же равно близкие, как и равно удаленные. Сангха России - это самостоятельная организация. Мы юридически никому никогда не подчинялись. За всю трехсотлетнюю историю буддизма в России мы никогда никому не подчинялись. Мы уважали Его Святейшество Далай-ламу, мы почитали панчен-ламу, мы ценили деятельность Богдо-гегена, главы буддистов Монголии, но никогда им не подчинялись. Портал-Credo: Как Вы оцениваете перспективы строительства храма в Москве - ведь об этом уже объявила председатель Общества друзей Тибета Долма Шагдарова, обратившись через бурятскую газету к верующим? Дамба Аюшеев: Не думаю, что у Шагдаровой Долмы что-нибудь получится. Просто менталитет нашего бурятского народа таков: если духовенство этим занимается - это одно дело, если женщина - совсем другое. Буряты - это все-таки восточный народ. Тут должен быть взаимный интерес - как города Москвы, так и правительства Российской Федерации, да и шести регионов. Одного моего желания, к сожалению, недостаточно. В строительство санкт-петербургского храма более 50 процентов денег вложил император Николай II. Буддистские регионы, к сожалению, дотационные - мы не доноры. Поэтому на сегодняшний момент я больше озабочен восстановлением буддистских храмов на территории Бурятии, Читинской области, Усть-Ордынского округа и Агинского округа. Там, где проживают буряты. Я вкладываю там основные средства, которые имею. Всего-навсего прошло 10 лет. И за 10 лет из 34 крупных дацанов мы восстанавливаем сегодня 30. Приезжайте в Улан-Удэ, и увидите. Беседовал Валерий Никольский, Портал-Credo.Ru |