Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Д-р философии, академик РАЕН, обозреватель журнала "Наука и религия" ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "Провозглашение Католикосом Илией II в Сухуми церковной автономии Абхазии помогло бы преодолеть сложившийся кризис и развязать "абхазский узел"


"Портал-Credo.Ru": Как вы оцениваете недавний указ епископа Майкопского и Адыгейского Тихона (Лобковского) о запрещении в священнослужении  двух абхазских клириков – иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара)? Не является ли это прямым вмешательством РПЦ МП в дела Священной митрополии Абхазии (Анакопии)? И косвенным - в дела Грузинской Православной Церкви, юрисдикцию которой над Абхазией РПЦ МП признает?

Валентин Никитин: Да, Русская Церковь не имеет канонических прав в Абхазии и признает ее неотъемлемой частью Грузинского патриархата, что подтвердил на днях в Киеве Патриарх Кирилл, к удовлетворению Католикоса Илии II.  Но отцы Дорофей  и Андрей были клириками Адыгейской епархии, отпускной архиерейской грамоты на переход в другую епархию не получали, и правящий архиерей Адыгеи, каковым является епископ Майкопский Тихон, имел право запрещать их в священнослужении. То, что он ограничил этот запрет одним годом и призвал их к покаянию в самочинных действиях, на мой взгляд, даже обнадеживает: это оставляет им возможность, отринув гордыню, возобновить служение алтарю. С учетом их прежних заслуг на ниве духовного просвещения. Здесь нет никакого вмешательства. Огорчает, однако, фраза о "сборище народа",  как неосторожно выразился епископ Тихон относительно чрезвычайно представительного в масштабах маленькой Абхазии церковно-народного собрания в Новом Афоне. Так отозваться об этом собрании, при всей его спорности, считаю недопустимым.

– Не так давно Вы дискутировали с Львом Регельсоном на радио "Свобода", Ваш оппонент высказал интересную мысль о необходимости отпустить Абхазскую митрополию в "свободное плавание", дать ей возможность перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Как вы относитесь к этой идее?

– Я эту идею не разделяю, при всем моем уважении к оппоненту и  его аргументации. Мне кажется более реалистичным, оправданным и целесообразным, учитывая  сложность ситуации, существующие церковные каноны и реальное положение вещей, предоставление Грузинской Церковью своей "отпочковавшейся" Абхазской митрополии широкой автономии. Кстати, визит Католикоса Илии II в Абхазию, о котором он заявил недавно в Киеве, мог бы состояться при такой постановке вопроса. Провозглашение Католикосом Илией II в Сухуми церковной автономии Абхазии помогло бы преодолеть сложившийся кризис и развязать "абхазский узел".

– Можно ли такую автономию считать шагом к автокефалии?

– Далеко не каждая автономия является таким шагом. Автокефалия  предполагает и соответствующий масштаб,  ее надо заслужить. Грузинская и Русская Церкви заслужили полную независимость веками своего исторического бытия, добивались и героически выстрадали свою автокефалию, достойно ее отстояли и непоколебимо упрочили. Верующий народ Абхазии в этом направлении, кажется,  уже проявил свое волеизъявление, опираясь на древние корни, самобытную историю и святыни. Но ведь эти корни, история и святыни – общие с Грузинской Церковью! Можно ли резать по живому церковному телу, раздирать Хитон Христов?.. 

– А как Вы оцениваете заявление Католикоса Илии о желании нанести визит в Абхазию? Разве это возможно?

– На первый взгляд, это очень рискованно и представляется едва ли возможным. Ведь гарантий безопасности абхазское руководство дать Его Святейшеству и Блаженству Илии II не сможет, а подобный визит поставит под угрозу саму его жизнь. Но это не "игра", не декларация и не красивый жест со стороны предстоятеля ГПЦ, а акт решимости, продиктованной чрезвычайными обстоятельствами. Заявление это означает, на мой взгляд, удивительную готовность Католикоса Илии II к самопожертвованию, во исполнение евангельской заповеди о добром пастыре, который "полагает жизнь свою за овец". Чем издревле и до наших дней отличались и отличаются  грузинские цари и Патриархи, достаточно вспомнить царя Димитрия Самопожертвователя (XIII век) или святителя Кириона II (Садзаглишвили; убит в 1918 г.). Чего так не хватает политическим деятелям во всем мире! Нам же в этой связи в любом случае не стоит преувеличивать антигрузинские настроения в Абхазии, чем грешат российские масс-медиа. Народ Абхазии жаждет мира и добрососедства. Может быть, именно эта жажда добрососедства станет лучшей гарантией безопасности. В особенности если визиту будет предшествовать решение Католикоса Илии II и Синода Грузинской Церкви о предоставлении Абхазской митрополии автономного статуса.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru" 
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования