Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Зав. отделом "Мир" польского католического еженед-ка "Гощ неджельны" АНДЖЕЙ ГРАЕВСКИЙ: "У нас рубеж между обществом и религией не такой четкий, и я не знаю ни одного польского интернет-портала, который бы занимался только церковными делами"


"Портал-Credo.Ru": Скажите, пожалуйста, пан Анджей, что представляет собой католическая система масс-медиа в Польше? Какие существуют издания, как католическая Церковь представлена на телевидении, в Интернете?

Анджей Граевский: Нужно сказать, что польские католические медиа достаточно маргинальны. Это вообще большой вопрос, что такое католические медиа. Раньше ответ на этот вопрос был такой: это такие медиа, в которых Церковь имеет свою собственность. Сегодня такой функции уже не существует.

Самый большой католический медийный комплекс сложился сегодня вокруг "Radio Maryja" (Радио "Мария") - это радио, телевидение и газета "Nasz Dziennik" (Наш журнал). Это самая крупная католическая группа, которая объединяется вокруг ордена редемптористов. Но она не подчиняется никакой церковной власти. В этом тоже есть проблема.

- Но она подчиняется ордену? А орден в каком-то смысле тоже церковная власть.

- Да, но она не подчиняется никакой епископской власти в Польше. "Gość Niedzielny" - ("Воскресеный Посетитель") - самый большой католический журнал в Польше – имеет тираж около 180 тысяч. Это не только самый крупный тираж в мире католической прессы, но и вообще самый крупный тираж журнала в Польше, если брать количество читателей. Разрыв очень небольшой между нами и журналом "Polityka" ("Политика") - 4-5 тысяч. Мы часто меняемся местами: то "Политика", то мы, по очереди, на первом месте. Я не знаю другой европейской страны, в которой католический журнал среди влиятельных журналов вообще занимал бы первое место.

- Может быть, Италия, где есть популярная "Оссерваторе Романо"?

- Нет, у "Osservatore Romano" очень маленький тираж. Там есть большой журнал – "Famiglia Cristiana" . У него очень большой тираж – свыше полумиллиона. Но это специфический журнал, можно сказать, семейный. Есть еще хороший журнал "Avvenire", который формирует мнения по разным темам, не только семейным, но и политическим, общественным и прочим.

- Вернемся к вопросу о польских католических медиа.

- Итак, в первую очередь, это группа "Радио Мария". Она имеет свою собственность, подчиняется ордену, но орден не подчиняется никакой епископской власти. И в этом проблема. Два или три тому назад состоялась Епископская конференция Польши, на которой была организована специальная группа по контактам с "Радио Мария", но никакие вопросы в ней так и не решаются.

- А какие претензии предъявляет церковная власть к этому холдингу?

- Главное – это участие в политической жизни.

- В чем состоит это участие?

- Они поддерживают партию "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. То, что теперь пошла волна таких критических оценок этого радио, это неправильно. Я думаю, что они имеют право на свое мнение о политической власти. Я не всегда соглашаюсь с этим мнением, но свобода прессы существует для всех, хотя некоторые хотели бы, чтобы она была определена только для тех, кто имеет одинаковые с ними взгляды.

- Если подобную точку зрения проводит в жизнь иерархия католической Церкви, можно ли говорить, что в Польше, так же как и в России, стоит проблема так называемой духовной или церковной цензуры? То есть иерархия претендует на то, чтобы все издания, выходящие от имени Церкви или пишущие о церковной жизни, каким-то образом контролировались своего рода цензурой?

- Я бы сказал, что они хотели бы иметь какоe-нибудь влияние. Но это немножко другое. Это не цензура. Цензуры у нас нет. Я не знаю, какая ситуация во всех католических редакциях, но у нас никакой цензуры нет. Мы отвечаем только перед главным редактором, который решает, что может быть в издании, а что нет, это только он решает. Я уже работаю 30 лет в этом журнале.

- Получается, что Вы работали еще при режиме Ярузельского?

- Да, конечно.

- Неужели и тогда не было цензуры?

- Тогда была цензура государственная. Я имел контакт с этой цензурой, потому что нельзя было ничего напечатать без штампа цензуры. Это была превентивная цензура. Перед тем, как что-то опубликовать, цензор должен был прочитать и одобрить прочитанное. А на том месте, которое он не одобрял, ставилось белое пятно, и читатель знал, что над статьей поработал цензор.

- Но это тоже форма свободы слова, можно сказать. В Советском Союзе явно демонстрировать белые пятна на месте вырезанных цензором фрагментов было невозможно.

- Это стало возможно только после 1980 года, когда вошел в жизнь новый закон, который регулировал немного эту власть цензора. Я имел счастье начинать журналистскую деятельность в ситуации, когда уже появилась "Солидарность" и все немного изменилось в отношениях между редакциями и цензурой. Раньше, конечно, никто вообще не знал, что существует такая организация, как государственная цензура. Может быть, и знали, но никто не мог сказать, что именно было запрещено. Этот контроль имел две формы. Все главные редакторы были членами партийной номенклатуры и назначались на уровне воеводств…

- Это аналоги советских обкомов?

- Да, они решали все. Без их рекомендации никто не мог стать главным редактором.

- Чтобы было лучше понятно нашим читателям, о чем идет речь, - скажите, пожалуйста, сколько было всего католических изданий до 1990 года и сколько их сейчас в Польше?

- Это тоже непростой вопрос. В 80-х годах количество католических журналов было больше, чем теперь. Проблема в том, что после 80-го года, когда мы начали работать в новых экономических условиях, не все выдерживали. Маленькие журналы прекратили свое существование. Интересно, что такой процесс был только в Польше – монополизация этого рынка католической прессы вокруг двух журналов – "Gość Niedzielny" и "Niedziela" ("Воскресенье"). Маленькие издания, которые существовали до 1989 года, проиграли столкновение со свободным рынком, теперь они существуют как наши региональные выпуски. 18-20 таких выпусков имеет "Niedziela", которая выходит в Ченстохове. Она тоже имеет большой тираж. Теперь таких католических журналов существует всего четыре или пять. Можно сказать, что "Gość Niedzielny" и "Niedziela" - это "могучая кучка" - они выходят общим тиражом 400 тысяч.

- Да, даже для России это весьма крупный тираж по нынешним временам. А что Вы думаете о развитии церковной прессы в Интернете? Нас как раз это интересует в первую очередь. Наверное, в Интернете больше разнообразия католических СМИ, чем в печатном виде?

- Гораздо больше. Я не смогу Вам даже назвать цифру. Каждая епархия, каждый орден, отдельные приходы имеют свои СМИ. Никто не знает точного количества.

- Есть ли у вас независимые сайты, которые позволяют себе критически писать о церковной жизни?

- Да, например, "Fronda" ("Фронда").

- Но это не специальный сайт о религии?

- Не только о религии. Религия – это один из разделов. Я бы сравнил его с "Порталом-Credo.Ru", но…

- "Портал-Сredo.Ru" целиком посвящен религии, ничего другого там нет.

- Да, "Фронда" - это отдельное явление. Это очень влиятельная группа молодых католиков. Они имеют свой сайт, издают книги, имеют также свой ежемесячный журнал, который также называется "Фронда". Это очень влиятельная группа. Но они занимаются не только религией. У нас этот рубеж между обществом и религией не такой четкий, так что я не знаю ни одного портала, который бы занимался только церковными делами. Это не имеет смысла, потому что это означало бы, что мы зашли снова в такие гетто, как это было в коммунистические времена, и занимаемся только церковными делами.

- Интересно было бы узнать, как религиозная тема представлена в польских блогах, на наиболее свободных площадках интернет-общения. Для российской блогосферы, например, характерно абсолютно критическое, агрессивное отношение ко всему, что делает Московская патриархия. Интернет-сообщества, молодежь особенно, настроены не то что антирелигиозно, они настроены против данной конкретной организации. Есть ли нечто подобное в Польше, в этом свободном интернет-пространстве?

- Да, есть. Например, "Onet" ("Онет"), который не имеет никаких контактов с Церковью, но занимается церковными делами. Когда там появляется информация, которая касается церковной власти, там бывает много комментариев, все очень агрессивные, в том числе против епископов. Они очень антирелигиозные.

- В России немного другое соотношение – антирелигиозного меньше, антииерархического больше, антиклерикального.

- У нас есть и то, и другое, не могу сказать чего больше. Вчера я задал вопрос, и началась дискуссия по поводу антирелигиозных стремлений, которые пытаются ограничивать роль Церкви только церковными делами. Это явление, которое имеет глубокие корни, - коммунистические предрассудки… Существует также светскuй фундаментализм, часто очень агрессивный. Конечно, такие явления принимают очень резкие антицерковные формы. Эта сфера, конечно, там ничем не регулируется.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"
 

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования