Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Лидер партии "Форум народного единства Абхазии" РАУЛЬ ХАДЖИМБА: "Нам всем сегодня нужно стремиться к тому, чтобы Абхазская Православная Церковь стала автокефальной"


"Портал-Credo.Ru": Рауль Джумкович, Вы участвовали в работе Церковно-народного собрания в Новом Афоне. В СМИ высказываются мнения, что Вы поступили так из политических соображений, и вообще, что это собрание было инициировано Вашими сторонниками из оппозиционной партии ФНЕА. Насколько эти мнения соответствуют реальности?

Рауль Хаджимба: Я принимал участие в Церковно-народном собрании в первую очередь как мирянин, а не как политик. Да, конечно, там были и представители партии ФНЕА, и представители других политических партий и движений, как, впрочем, и представители органов власти. Однако почему-то именно ФНЕА многие приписывают инициативу собрания.

Понимаете, в Новом Афоне собрались люди, которым было, в первую очередь, небезразлично происходящее в Абхазской Церкви. Поскольку происходящее там – проблема всего нашего народа, это наша жизнь. Народ собрался, чтобы вместе разобраться в ситуации и принять решение. И я считаю, что это очень правильный подход.

- Извините, конечно, за этот очень личный вопрос, но насколько Вас можно считать практикующим православным?

- Я крещеный православный христианин. И крестился я во время абхазско-грузинской войны, и сейчас на мне тот самый крест, который я тогда получил из рук батюшки.

- Считаете ли Вы, что в Абхазской Православной Церкви произошел раскол?

- Я не считаю, что возникшую ситуацию можно называть расколом. Ведь обе стороны стремятся к одной цели – добиться автокефалии Абхазской Церкви. Просто способы достижения этой цели у нас разные.

- На Ваш взгляд, должны ли политики вмешиваться в церковную деятельность? И где та грань, которую политикам нельзя переходить в отношениях Церкви и общества?

- Мы не отрицаем тот факт, что Церковь должна быть отделена от государства. Но и в отрыве друг от друга Церковь и государство быть не могут. Я считаю, что политической власти не следует вмешиваться в церковные дела, но и противодействовать Церкви тоже не надо.

Однако сейчас в Абхазии складывается совершенно непозволительная ситуация, когда власть намеренно создает проблемы молодым новоафонским священникам – в частности, не допускает к государственным средствам массовой информации. Такие взаимоотношения не принесут пользы никому.

- Как Вы думаете, почему действующая власть Абхазии не поддержала действия о. Дорофея и его соратников по устроению Священной Абхазской Митрополии?

- Я не могу ответить на этот вопрос. Думаю, ответить на него может только сама власть.

- В прессе много писали о том, что в Церковно-народном собрании принимали участие не только граждане православного исповедания, но и мусульмане, и атеисты. Не кажется ли Вам, что самим этим фактом поставлена под сомнение легитимность новоафонского собрания?

- Да, на собрании были и мусульмане, и христиане, и атеисты. Но главное, и я уже говорил об этом, там собрались люди, небезразличные к ситуации в Абхазии, патриоты своей страны. Вот вы сами подумайте, могли бы мы победить в войне и стать независимыми, если бы абхазы делились по религиозному признаку в тот момент, когда речь идет о самых важных вопросах для нашего государства?

Что касается юридических моментов легитимности Церковно-народного собрания, то голосовать на нем имели право только крещеные православные христиане. Мы же на входе все регистрировались – кто крещеный, а кто нет. Не думаю, что в храме кто-то пошел на сознательный обман.

- Каким Вы видите будущее АПЦ? Станет ли она автокефальной, и если да, то когда именно, и на каких условиях?

- Главное, нам всем сегодня нужно стремиться к тому, чтобы Абхазская Православная Церковь стала автокефальной. И если есть такая возможность, значит, в этом направлении нужно работать.

Конечно, никто не говорит, что это легкий путь, но существует достаточное количество примеров, когда национальные православные Церкви добивались автокефалии. Взять, к примеру, ту же Грузинскую Церковь, которая восстановила автокефалию в 1917 году, но была признана Московским патриархатом только в 1943 году, а другими поместными Церквами – еще позднее.

- Считаете ли Вы возможными переговоры клириков Священной Абхазский Митрополии с представителями Грузинской патриархии, если не останется иного пути к обретению абхазской автокефалии?

- Это исключенный вариант, поскольку, на мой взгляд, Грузия никогда не согласится с автокефалией Абхазской Церкви.

- Каково Ваше личное отношение к РПЦ МП и Патриарху Кириллу (Гундяеву)? Считаете ли Вы, что РПЦ МП или отдельные ее представители каким-то образом нарушают права православных верующих в Абхазии?

- Честно сказать, я не очень хорошо осведомлен во всех этих вопросах. Но я был знаком с Патриархом Алексием, знаю и Патриарха Кирилла, мы встречались, беседовали. Я считаю, что Русская Церковь должна понимать абхазский народ, должна понимать, что мы имеем право вести службы на своем языке, в своих традициях.

Сейчас в нашей Церкви, на мой взгляд, идут нормальные процессы. Молодые священники выросли в Абхазии, они по-своему воспринимают этот мир. И если и есть какие-то разногласия с РПЦ МП, то это временные явления. Я уверен, что в итоге мы придем к пониманию.

- Ходят упорные слухи, что вскоре после президентских выборов власти попытаются вернуть "официозной" церковной структуре о. Виссариона Аплиаа Новоафонский монастырь, и даже применить силовые действия в случае, если клирики Священной Митрополии откажутся покинуть монастырь. Как Вы считаете, возможен ли такой вариант развития событий?

- Я слышу много разных предположений, в том числе и о возможных силовых действиях. Но, в первую очередь, всем важно знать, что применять силу в Абхазии очень опасно, это чревато непредсказуемыми последствиями. В том числе и для государства, если оно вдруг попытается пойти на "силовой вариант".

Дело в том, что мы уже это видели, когда общество разбивается в противостоянии на два лагеря, и помним смерть, которой обернулось это противостояние. Поэтому я не верю, что кто-то решится на силовые действия. К тому же, церковные проблемы надо решать не силовыми, а совсем другими методами.

Беседовал Иван Переверзев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования