Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Совета Священной Абхазской митрополии архимандрит ДОРОФЕЙ (Дбар): "Московский патриархат блокирует информацию о церковных событиях в Абхазии"


"Портал-Credo.Ru": В России многие убеждены, что с созданием Священной митрополии в Абхазской Православной Церкви произошел раскол. На Ваш взгляд, насколько обоснованно такое мнение?

Архимандрит Дорофей (Дбар): Я считаю, что сам термин "раскол" говорит о недопонимании ситуации, потому что невозможно назвать происходящее в Абхазской Церкви расколом. Дело в том, что в Абхазии не существует понятия церковных отношений. Ведь Церковь – это когда есть епископ. А у нас – нет Церкви, есть православные общины без епископа. И поскольку нет Церкви, то не может быть и раскола.

Два года тому назад отец Виссарион Аплиаа (я сейчас не даю оценку его действиям, а просто излагаю факты) собрал духовенство в составе 15 человек, среди которых были клирики Грузинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Московского патриархата, и объявил автокефалию. Однако с точки зрения церковного права это полный абсурд. Объявление автокефалии абсолютно антиканонично. К тому же, в нарушение всех канонических правил, Виссарион сам себя объявил главой Церкви.

- В возникшем противостоянии с РПЦ МП вы намерены идти до конца, то есть выйти из ее состава, как Вы заявляли ранее, или в данном случае возможен какой-то компромисс?

- В настоящий момент Московская патриархия желает, чтобы состоялись переговоры между грузинской и абхазской стороной с участием представителей РПЦ. Хочу сразу подчеркнуть, что когда я говорю об РПЦ, я имею в виду не весь русский православный народ, а исключительно администраторов от Церкви. Которые, к сожалению, не желают, чтобы мы вышли на межправославный уровень переговоров.

Я, пребывая четыре с половиной года в Греции и ознакомившись с церковным правом многих православных стран, прекрасно понимаю, что решение абхазского церковного вопроса невозможно без участия Вселенского Патриарха. Такие вопросы могут решаться только на межправославных совещаниях. Но для этого нужна "третья сторона", а Московская патриархия не может быть третьей стороной, потому что не хочет оказать содействие в том, чтобы наш вопрос решался на уровне межправославных совещаний.

Если нам и вправду хотят помочь как православному сообществу с той целью, чтобы православие в Абхазии сохранилось, то лучшим вариантом было бы, если бы Москва и Грузия обратились к межправославному сообществу, и тогда наш вопрос мог бы решиться, как я часто говорю, буквально за одну неделю. К сожалению, ничего подобного мы не наблюдаем.

- Как Вы относитесь к тому, что в работе Церковно-народного собрания 15 мая текущего года принимали участие, в основном, представители политической абхазской оппозиции? Нет ли у Вас ощущения, что оппозиция попытается использовать ваше начинание в предвыборных целях?

- Мы категорически отказываемся участвовать в каких бы то ни было политических дебатах и не намерены никого поддерживать. Могу сказать, что в процессе подготовки Церковно-народного собрания некоторые политики вели себя наихудшим образом. Мне и угрожали, и пугали провокациями. Но, как вы знаете, Собрание прошло без эксцессов.

Да, на собрании выступали политики: и лидер партии "Форум народного единства Абхазии" Рауль Хаджимба, и лидер Народной партии Абхазии Якуб Лакоба. Но это их личное право. Бывший секретарь Совета безопасности РА Станислав Лакоба является членом Совета Священной Абхазской митрополии, но его кандидатура была представлена непосредственно участниками Церковно-народного Собрания. Так вот, Станислав Лакоба выступает за то, чтобы мы были максимально нейтральны ко всем политикам. И я с ним целиком и полностью согласен.

- Какими Вы видите отношения Священной митрополии с действующей властью? Удастся ли вам получить документы о регистрации вашей общины?

- Вплоть до 2008 года у нас действовал закон еще Абхазской АССР "О религиозных организациях". Сейчас он, естественно, уже не действует, а нового закона пока нет. Так что формально нам могут отказать, ссылаясь на отсутствие соответствующих нормативных актов. Хотя тот же отец Виссарион регистрировался не на основании закона, а по личной просьбе.

Ситуация сейчас, конечно же, очень сложная. Стартуют президентские выборы.

Вот вчера (10 июня), буквально перед началом заседания Совета митрополии, нам вручили письмо с ультимативным требованием освободить Новоафонский монастырь. Неужели нельзя было хотя бы 40 дней подождать? Ведь в стране еще не закончился траур по покойному президенту.

Лично мне не хочется, чтобы православие в Абхазии было государственным, я не приемлю участия государства в церковных делах. Во главе государства, если можно так выразиться, должна стоять национальная идеология, основанная на культуре нашей нации.

- Здесь, в Абхазии, нередко приходится слышать о том, что в основе Ваших действий лежат Ваши личные амбиции. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Я часто слышу разные упреки в свой адрес. Вот и с ответом епископу Майкопскому и Адыгейскому Тихону… Говорят, я написал слишком резкое письмо. Может, и не нужно было так резко отвечать, но, с другой стороны, сколько можно все это терпеть? Нельзя превращать православие в бюрократию! Почему некоторые клирики РПЦ МП, забывая о вере, думают только о том, чтобы занять весомое положение в государстве, приравнивая посты священнослужителей к постам государственных чиновников?

- Есть мнение, что создание Священной митрополии негативно влияет на международный имидж Абхазии. У Вас есть информация о том, как восприняли представители зарубежных православных Церквей новоафонские события? Позитивно или, может быть, негативно?

- У меня нет такой информации. На самом деле, за рубежом о нас ничего не знают. Нет ни положительного, ни отрицательного восприятия. Пусть было бы даже отрицательное – это было бы гораздо лучше, чем теперь! Информацию о том, что у нас происходит, попросту блокируют. И Грузинская Православная Церковь, и Русская Православная Церковь умалчивают о ситуации в Абхазии.

Вот сотрудник синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ МП, протоиерей Николай Балашов – участник межправославных совещаний. Он мог бы начать обсуждать наш вопрос хотя бы кулуарно и получить хоть какой-то ответ. Я ведь не вел и не веду таких переговоров, потому что считаю, что не имею на это полномочий. Именно поэтому все, что мы делаем, мы делаем не по чьему-то единоличному произволу, а опираясь на решения Церковно-народного собрания и избранного им Совета Священной Абхазской митрополии.

- Как известно, при жизни президент Абхазии Сергей Багапш не был вашим сторонником. Вы и Ваши соратники как-то почтили память покойного президента, отслужили заупокойную службу?

- Я был лично знаком с Сергеем Васильевичем. Мы не были в противоречии, но в какой-то момент Багапш встал на сторону отца Виссариона. Конечно, мы почтили память Сергея Васильевича, но участия в религиозных обрядах не принимали, зная, что этим занимается отец Виссарион. Мы также не хотели ставить семью Сергея Багапш в неловкое положение и давать пищу очередным, ненужным в этот скорбный час, слухам и обсуждениям в народе.

- Что-нибудь изменилось в вашей духовной деятельности в связи тем, что Вы и о. Андрей (Ампар) недавно были запрещены в служении сроком на один год указом епископа Тихона?

- С момента получения указа епископа Майкопского и Адыгейского Тихона до вынесения решения Совета Священной Абхазской митрополии мы не совершали священнодействий. Однако Совет все же принял решение проводить службы.

Сегодня, в Родительскую субботу, я вышел к народу – а в Новоафонский монастырь, как вы знаете, приезжает множество паломников из России – и сказал: вы можете не знать о ситуации в Абхазии, но вы должны знать, что мы находимся под запретом во священнослужении по указу епископа Тихона. Поэтому это ваш выбор, подойти ли или не подходить к Чаше. Среди паломников были как те, кто подошел, так и те, кто не подошел. Но я обязан был всех предупредить.

Беседовал Владимир Ойвин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования